Бедность и низкий уровень образования масс населения образуют порочный замкнутый круг. Подробнее - моей статье ниже.
Закономерность социалистического периода в историческом развитии бедных стран
31 июля 2021
Многие тысячи лет в истории человечества основная масса населения Земли занималась традиционным сельскохозяйственным трудом и оставалась неграмотной. Тогда это не сильно влияло на общую производительность труда и на богатство общества.
Лет пятьсот назад в Европе началась промышленная революция и урбанизация. Ведущей формой экономики стал капитализм. Постепенно эти процессы охватили весь мир. Сначала в промышленности и в военном деле, а затем и в сельском хозяйстве, и в других отраслях. Стали постоянно возникать и широко использоваться новые технологии. Это потребовало использования широких масс грамотных работников. Грамотность и образованность населения страны стала важнейшим фактором конкурентоспособности ее экономики и армии.
При капитализме действует закон неравномерности экономического развития отдельных стран. Некоторые страны (Голландия, Великобритания, Франция и т.п.) раньше вступают на этот путь. Они сильно богатеют. А другие – отстают от них и относительно беднеют. При капитализме деньги идут к деньгам. В результате богатство концентрируется у небольшой группы стран. Такие государства получают возможность резко повысить уровень грамотности и образованности своего населения в рамках капиталистической рыночной экономики, при высокой децентрализации экономических ресурсов страны между разными субъектами. Это еще более увеличивает их конкурентные преимущества.
Многие другие страны отстают от них и превращаются в бедные колонии или полуколонии (типа Индии, Китая, Египта, Мексики и т. п.). В таких странах при капитализме у государства не хватает ресурсов, чтобы резко поднять уровень грамотности населения. Другие экономические субъекты этих стран также не могут решить эту задачу. И он остается низким еще многие годы.
Одной из подобных стран с низким уровнем грамотности населения была и Российская империя. Но во 2‑й четверти 20‑го века она превратилась в страну реального социализма – СССР. Почти все экономические ресурсы страны были централизованы в руках государства. Такая централизация и составляет экономическую сущность реального социализма с преобладанием плановой экономики над рыночной экономикой. Это позволило бедному государству, разоренному многолетними войнами, исторически быстро поднять уровень грамотности примерно с 30% в 1913 г. до почти 100% к 1941 г.. Государством были сконцентрированы ресурсы на подъеме общего и специального образования. И это принесло свои плоды. С экономической точки зрения, в стране был резко повышен общий образовательный уровень рабочей силы (трудовых ресурсов). Это послужило основой бурного роста экономики СССР в период с 1925 г. по 1940 г.
Но уже с конца 1950‑х годов в СССР стало проясняться, что развитие современной экономики требует опоры на научно‑технический прогресс (НТП) и на широкое внедрение научно‑технических достижений (НТД). Практика показала, что эти задачи невозможно эффективно решать без использования механизмов экономической заинтересованности масс работников в народнохозяйственной эффективности своего труда, в разработке и внедрении НТД. Административное централизованное планирование и управление, пригодное для мобилизационной экономики, в мирных условиях стало показывать свою неэффективность. Попытка внедрить хозрасчет предприятий в сочетании с плановым ценообразованием на основе проектной себестоимости и плановой нормы прибыли в цене продукции, привела к существенному анти стимулированию НТП. Внедрение НТД экономически не стимулировалось, а наказывалось.
Первый реальный социализм в СССР показал, что он может в бедной стране эффективно решить проблему резкого повышения уровня грамотности населения и образованности трудовых ресурсов и военных. Но при этом он лишает эти уже образованные трудовые ресурсы экономических стимулов к эффективному труду в условиях НТП. Поэтому созданный образовательный потенциал не может полноценно использоваться, и экономика не может стать эффективной и конкурентоспособной, обеспечивать удовлетворение потребностей населения. Растущее недовольство таким положением в «верхах» и в «низах» закономерно привело к отказу от социализма, и к возврату на испытанные историей пути развитых и богатых стран по формированию и использованию «социальной рыночной экономики».
Аналогичный путь социалистических экспериментов, то есть концентрации экономической власти и ресурсов в руках государства, прошли или проходят многие бедные страны, особенно бывшие колонии или полуколонии. Как и в СССР, это было им нужно для быстрого повышения образовательного уровня своего населения получения конкурентоспособных трудовых ресурсов. Но после решения этой задачи, им также понадобилось вернуться к рыночной экономике на основе НТП.
Таким образом, период социалистических методов управления экономикой является исторически закономерным для развития бедных стран с рыночной экономикой. Он позволяет относительно быстро решить проблему повышения образовательного уровня трудовых ресурсов страны до современных требований. Но его продолжение после этого контрпродуктивно, поскольку при социализме уже подготовленные трудовые ресурсы лишаются важнейших экономических стимулов к эффективному труду в условиях НТП. И после подъема образования таким странам нужно возвращаться к рыночной экономике.
История показывает, что в 20‑м веке примерно такие процессы происходили во многих небогатых странах. А рассмотренная выше модель объясняет, почему это было именно так.
Поэтому социалистические методы управления страной в некоторый относительно непродолжительный исторический период, это не случайность, а закономерность для многих небогатых стран.