Формирование личности, вернее, различные этапы этого формирования хорошо описаны в Словаре практического психолога С.Ю.Головина:
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.
Наши личности начинают формироваться очень рано, то есть в том возрасте, когда о свободном выборе не может идти речи. Личность маленького ребёнка путем подражания формируется бессознательно.
дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности.
Именно эту особенность личностного формирования иногда называют семейной "программой".
По мере взросления у ребёнка расширяется социальное взаимодействие и появляется доступ к различным источникам информации, где он может видеть другие образцы для подражания. Очень ярким примером этого этапа формирования признаётся подростковый возраст, когда подростковые стаи одинаково одеты, одинаково себя ведут, одинаково говорят на своё сленге, имеют одинаковые интересы и т.п.
В этом возрасте образцами для подражания могут быть не только реальные люди, но и вымышленные персонажи книг, фильмов, сериалов и аниме, то есть появляется собственный выбор. Именно поэтому важно кто окружает подростка и с кого он берёт пример в процессе освоения более взрослого поведения.
Спустя некоторое время образцы теряют свою значимость, так как либо его черты присвоены подростком и стали частью его "Я", либо отвергнуты из-за невозможности их присвоить.
Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень.
То есть формирование личности начиная со старшего подросткового возраста зависит от выбора значимых людей, на которых подросток хочет быть похожим. Главное, чтобы этот выбор был и не конфликтовал с семейной "программой", которая была усвоена ранее.