В некоторых моментах не могу полностью согласиться с вами.
Для начала хочется ближе рассмотреть миф о Ломоносове и подобным ему. Грамоте был обучен достаточно рано, насколько я осведомлён. Имел доступ к книгам, когда книги стоили, как корабли. В 16 лет уже знал все снасти небольшого парусника, который был подарен его отцу Петром I, умел ходить по звёздам и т.д. Не был Ломоносов простым рыбаком. И хоть сказать, что сидел сиднем на папашином богатстве, тоже, ну совсем нельзя, всё же это несколько отличается от пролетарского мифа о бедном сыне рыбака, прямо во всем сделавшего себя лично. К тому же немалую роль играет то, что любой такой человек всегда получал доступ к уже накопленным до него ресурсам - библиотекам, национальному или частному капиталлу и т.п.
Ну и про "есть небольшое количество людей, которым действительно в жизни не везёт".
Не везёт в жизни всем или почти всем, а не небольшому количеству. Но есть огромное количество людей, которым не везёт больше. И это далеко не только дети пьяниц. Кстати пьют и богатые люди. Бывает, даже очень сильно, но богатыми не перестают быть. И тут не в этом дело. Хорошее образование можно получить разными способами, конечно. Можно и бесплатно. Но дело в том, что нужно увидеть самую основную причину . Именно отсутствие в ближайшем окружении ребёнка или уже молодого человека, достаточно умных и образованных взрослых, пьют они или нет, оказывает на его будущее решающее значение.
Жажда быстрой, как вы говорите, наживы - это уже признак небльшого ума. И именно это первопричина "невезений", а не сама жажда быстрой наживы. Тут работает "заколдованный" круг - невезёт из-за недостатка ума и образования, а образованием повысить ум невозможно потому что не хватает времени и средств из-за "невезения". Конечно этот круг не играет полностью решающей роли, его и тогда возможно разорвать. Но только при нехватке ресурсов, в том числе умственных, это сделать гораздо сложнее.
На Ломоносове и ему подобных, что называется "звёзды сошлись". Под звёздами я подразумеваю все обстоятельства: и семья с окружением, и желание, и твердый характер, и быстродействие, и случайное и заслуженное везение по ходу жизни. Вобщем все слагаемые такого успеха, вместе, а не по отдельности, взятые. Даже некоторые несчастья, в совокупности с остальными такими обстоятельствами, могут способствовать успеху.
И родители, и учителя, довольно часто, не просто вынуждают детей добиваться всего самостоятельно, а показывают как это делается, помогают на первых порах, да и потом тоже. Так что, в память о своих умениях, они передают эти умения своим детям и ученикам. Вот так, у каждого человека появляется своё "наследство", наследие. У алкаша - пример его предков и учителей, а у умного - пример его. Но многие получают некую середину.
Так что я бы не стал склоняться к довольно сомнительным выводам о том, что есть те, кто добился всего один и без помощи, без поддержки. Мне кажется, что это довольно зловредный миф. И он часто подпитывается желанием везде найти одного виноватого и принести его в жертву за грехи всех. Так сказать, если молодец, то достиг сам, если подлец, то тоже только сам. Ни учителя, которым на 30 человек не разорваться, ни родители пропадающие на заводе до поздна, ни озорные друзья хулиганы, ни злобный сосед и т.д. и т.п., не виноваты в создании соответствующей атмосферы. И отец учитель или мать учительница, и сосед композитор, и живой дед мастер на все руки, и порядочный друг из порядочной семьи, тоже никак не помогли человеку? Всё, люди, заработали только своим, лично сформированным за 5 минут, характером?