О длинных волосах православных пастырей
Сектанты, чтобы хотя бы в чём-либо обвинить Православную Церковь, указывают даже и на то, что к делам веры уже никак не относится. Так, упрекают они православных пастырей в том, что те носят длинные волосы.
«На что это похоже, – восклицают сектанты, – чтобы мужчины носили длинные волосы? Да это позор для них! И Апостол Павел говорит, что, если муж растит волосы, то бесчестит себя (
1Кор. 11:14)».
Но, приводя настоящие слова Апостола, сектанты поступают так, как они привыкли всегда поступать, т.е. из всей главы выбирают стих-два, толкуют их по-своему, а остальное – опускают. Так точно они делают и здесь. Прочитав, что «когда муж растит волосы, то это бесчестие для него», дальнейших же слов: «а если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни Церкви Божии» (
1Кор. 11:16) – этих слов сектанты не читают. Но эти-то слова и показывают, как относиться христианину к настоящему вопросу – растить ли мужу волосы или стричь.
В настоящем месте своего послания Апостол как бы говорит: «относительно ращения волос у нас такой порядок (обычай): муж волос не растит, а женщина растит; но, если бы кто пожелал доказывать и делать противное (наоборот), то мы с таковым и спорить не будем, ибо не имеем обычая спорить в таких маловажных делах».
Да и в самом деле разве не маловажный вопрос: стричь или запускать волосы? Разве в этом вера? Разве в этом Царствие Божие? «Царство Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе» (
Рим. 12:17), а не длинные или короткие волосы.
Осуждение же сектантами православных пастырей и показывает, что у них (сектантов) Царства Божия – правды и мира с людьми – нет, ибо если бы у них это было, то никогда бы они не обращали своего внимания на то маловажное, о чём даже и Апостол Павел спорить не хочет; ибо стрижение или нестрижение волос не правило веры, а обычай.
Обычай же носить некоторыми мужами длинные волосы – обычай не новый и не людьми заведённый, а древний, Богом установленный. Ещё в Ветхом Завете Бог дал Своё повеление, чтобы посвящённые Ему «назореи» носили длинные волосы. В книге Чисел вот что мы об этом читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решиться дать обет назорейства… во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» (
Чис. 6:1,2,5). Такими назореями были Самсон, Самуил, Илия и др. Все они в силу заповеди Божией носили длинные волосы, как знак своего посвящения Богу. Подобно тому, как жена не стрижется и покрывается, по слову Апостола, в знак власти над нею мужа (
1Кор. 11:10), так точно и назорей не стриг волос в знак особой над ним власти Бога и своего особого Ему подчинения и посвящения.
Этот, Богом положенный благочестивый обычай назореев, перешёл и в Новый Завет. Особо посвящённые Богу новозаветные назореи – православные пастыри стали растить волосы, памятуя своё особое назначение и имея примером сему Апостола Павла, который носил длинные волосы, которые он снял только по особому обету в Кенхреях (
Деян. 18:18).
Итак, братие, не смущайтесь сектантскими осуждениями православных пастырей за их длинные волосы. Не длинные волосы священников препятствуют сектантам быть в лоне Православной Церкви, не они играют важную роль в вере, и не потому их затронули сектанты, что они нововведение, несогласное с Евангелием, а потому, что им хочется осудить православных пастырей, посмеяться над ними. Ведь есть и православные пастыри (за границей), которые стригут волосы, однако же сектанты и к ним не идут. И там, где православные пастыри с короткими волосами, там сектанты находят новые для них обвинения, следуя всегда одному и тому же своему правилу: «порази пастыря и рассыпятся овцы».
Следуя сему правилу, сектанты всегда стараются обесчестить, опозорить православного пастыря, подорвать к нему доверие его паствы, и тогда паства, как стадо, лишённое своего пастыря, сама нагонится на волка-сектанта, который и погубит её.