Здравствуйте!
Развитие каждого ребёнка имеет индивидуальные темпы, поэтому предложенные педиатрами и детскими психологами нормы подходят не абсолютно для всех малышей. Если вы заметите, что ваш ребёнок в 2 года еще не умеет делать что-то из «норм», не переживайте, он только учится и обязательно наверстает упущенное. А для вас это может стать подсказкой, на какие сферы развития стоит сделать упор.
Для удобства разделим все стороны развития:
- Моторное развитие. Хорошо развита координация и согласованность движений, это можно заметить по стремлению малыша ходить по бордюрам, проходить по нарисованной прямой линии. С шага ребёнок часто переходит на бег, при этом легко перешагивает и огибает препятствия. Скорее всего, поход в ближайший магазин или садик обходится без коляски, то есть ребёнок сам спускается и поднимается по лестнице и проходит пешком весь путь. В подвижных играх двухлетний ребёнок уже может толкать, кидать и ловить мяч, бить по нему ногой, а также прыгать. Многие дети к этому времени умеют рисовать вертикальные линии, то есть умело обращаются с карандашами. Более сложный навык – обращение с ножницами. Развитая координация движений также проявляется в умении построить башню из кубиков, соединить детали конструктора.
- Познавательное развитие. Малыш очень любознателен, с удовольствием знакомится с новыми предметами. Знает и различает основные цвета и формы, хорошо играет с сортерами всех видов, составляет картинки (или пазлы) из 2-3 частей, собирает матрешку, пирамидку, играет в игры «Кто что ест», «Кто где живет» и пр. Ребёнок уже знаком с противопоставлениями: большой/маленький, твердый/мягкий, грустный/веселый и так далее. Малыш замечает изменения погоды – холодно, тепло, идет снег, идет дождь, дует ветер, светит солнце, светит луна. Появляется первое понятие количества предметов, кроме один/много, ребёнок может соотносить числа до 5 с реальными объектами.
- Речевое развитие. Ребенок произносит и различает практически все звуки, хорошо говорит звукоподражания, простые слова и фразы. Появляются первые связные и осмысленные предложения из 2-4 слов. В словарном запасе есть слова практически из всех частей речи, кроме причастий и деепричастий. Хорошо развита память, ребёнок помнит и рассказывает простые стихи, строчки из песен. Если малыш ещё не может говорить целыми предложениями, то он заканчивает стихотворные строчки последними словами. Появляются обобщающие слова: инструменты, игрушки, посуда, одежда, при этом ребенок может классифицировать предметы по общим признакам.
- Социальное развитие. Ребёнок уже больше требует общения, ожидает определенных действий, например, вовлекает родителей в игру. Учится договариваться и находить компромиссы, изъявляет волю (хочу/не хочу), проявляет инициативу, умеет ждать, например, очереди перед детской горкой, идентифицирует себя и свое окружение (называет по именам, бабушка/тетя и пр.), становится более заинтересованным в своих сверстниках, вступает с ними в непродолжительный контакт, чаще всего подражательный.
- Бытовое развитие. Ребёнок становится уже достаточно самостоятельным, умеет пить из кружки, обращаться с ложкой, по собственной инициативе садиться на горшок, участвовать в уборке – собирать игрушки, относить свою одежду в шкаф или в корзину с грязным бельем по просьбе мамы. Ребёнок сам намыливает, моет и вытирает руки, может полотенцем протереть лицо во время еды. Он снимает и надевает носки, варежки, шапку, ботинки, помогает при одевании другими предметами одежды (просовывает ноги и руки, поднимает голову). Ребёнок понимает, как нужно обращаться с разными бытовыми предметами – расческой, зубной щеткой.
С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»