Отвечу на данный вопрос с позиции руководителя проектной компании, который сталкивается с проблемами найма сотрудников:
1. К сожалению высшие учебные заведения не дают того состава знаний, требуемых для полноценной работы архитектора. В процентном соотношении это 30%. В них входят: история архитектуры, умение работать руками, композиция, творческое мышление, максимальная выкладка и стойкость в течении "сплошняка" (3 дней и ночей работы над проектом) и с недавних пор базовые знания 3D проектирования.
2. Первое что не достаёт начинаещему архитектору, это знания нормативной базы. Кто-то скажет, что она постоянно обновляется и нет смысла перегружать молодые головы, они потеряют вдохновение… Но это не так! Элементарные нормы пожарной безопасности, нормы доступной среды для маломобильных групп населения нужно включать в программу обучения в ВУЗах.
3. Второе архитектор должен быть немного конструктором, чтобы не удивляться в дальнейшем проектировании, образно, почему массивный дом не стоит на трёх колоннах, как ему замышлялось ранее. Понимать узлы сопряжения материалов в конструкциях. Предмет материаловедения в ВУЗах даёт лишь понимание качества самих материалов, а не конструктивную последовательность их использования.
4. Отсутствует информативная база о структуре и последовательности работы с управлением архитектуры, управлением градостроительных разрешений. Архитектор вынужден лишь вступив в рабочую деятельность и "протоптав широкую дорогу" в данные учреждения понять всю специфику сотрудничества, а именно: необходимость соблюдения регламентов муниципального образования на проектирование объекта согласно карты зон регламентов, порядок прохождения публичных слушаний, порядок оформления отступлений от регламентов, в каких случаях рассматривает совет президента и как и т.д. и т.п.
5. Архитектор самостоятельно, набирает опыт в прохождении экспертизы проектной документации. Состав проектной документации, принцип и последовательность её прохождения ему не ведомы в момент начала трудовой деятельности.
6. Отсутствует полноценное экономическое образование. Архитектор должен иметь ясное понимание какую форму деятельности он хочет вести: работать по найму в офисе организации, работать самозанятым удалённо, быть индивидуальным предпринимателем или создать ООО, какие у него права и обязанности. Какая последовательность процедур для каждой из форм. Это ещё одна тема, с которой предстоит столкнуться архитектору.
7. Знание программ БИМ проектирования. На сегодняшний день существует проблема при найме сотрудников в том, что как правило знанием БИМ программ владеют в основном начинающие специалисты, без перечисленных выше навыков, а специалисты опытные предпочитают работать по старинке в AutoCad.
8. Иметь понимание о экономической целесообразности тех или иных решений. Работать по заданию на проектирование, в рамках требуемой экономической ситуации. Т.к. инвесторы не должны нести риски, в связи с амбициями и творческой фантазией архитектора. Архитектор должен уметь находить баланс, золотую середину в принятии решений.
9. Архитектор - это всегда командная работа, он должен уметь объединять все другие смежные специализации. Держать руку на пульсе, быть координатором. Именно ему предстоит создать первоначальную идею объекта, доказать правильность всех принятых решений, спроектировать, проконтролировать при строительстве и здать объект в эксплуатацию.