Выходит ли современное искусство за рамки “остранения”?
Термин “остранение” был введен Виктором Шкловским в качестве обозначения набора ключевых приемов художников и писателей отрицающих классические художественные методы создания художественных произведений и их восприятие зрителем или читателем.
По мнению Шкловского методы “остранения” имеют своей целью “вывод вещи из автоматизма восприятия”. Т.е. зритель должен не просто смотреть и “узнавать” образы, представленные в художественном произведении, но и порождать ментальную активность путем передачи ощущений, идей, концепций и пр. Другими словами зритель становиться непосредственным участником (а иногда и соавтором) художественного произведения.
Виктор Шкловский писал: “Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно”.
Основные аспекты “остранения”
1. Искусство это коллективный процесс. Творец и зритель важны в равной мере.
2. Разрушается привычность формы восприятия. Зритель должен прилагать ментальные усилия, испытывать интенсивные чувственные переживания и пр. при взаимодействии с произведениями искусства.
3. В искусстве становится важен процесс взаимодействия зрителя с художественным произведением, а не само произведение.
4. Увеличивается время восприятия предмета искусства зрителем. Он должен потратить время на процесс взаимодействия с произведение искусства. Только так оно становиться произведением искусства.
Как Вы считаете, появились ли новые приемы в современном искусстве, выходящие за рамки приемов “остранения” сформулированных Виктором Шкловским?
Литератор.Увлечения самые разные.Начиная искусством ,политикой и кончая попытками... · 29 нояб 2022
Современное искусство ,оно не то что выходит за рамки 'отстранения',оно уже дается в очень выгодном для творческого человека виде.Потому что работают в период Постмодернизма.И поэтому потребители или любители искусства не всегда находят настоящее.И многим приходится довольствоваться работами постмодернисткого характера.Иногда вообще не увидишь чего то характерного для исскуства.Так чем же они руководствуются.Почему ,закончив то или иное учебное художественное заведение,где преподавались основы правильности создания творческих произведений ,они ,эти творцы ,уже пускаются в какую то самодеятельность,уже не придерживаясь 'хорошего тона' и 'манер'.Кто .в конце концов,дал им эти права,которые по сути дают обесценивание искусства.Помнят и ценят ли они сами по себе великих?Или им уже все равно,как они работали?Что видели ихние честные и правдивые глаза?Как они видели мир?На что обращали свое творческое внимание?Наверное они видели и слышали в разы больше ,чем сегодняшние творцы.И больше у них болела душа за то ,что происходило у них за дверями или за окнами.Вот такими были настоящие великие мастера ,творцы.И поэтому ихнее творчество всегда будет высоко и достойно цениться.Они эту славу заслужили по праву.
Термин "остранение" ключевой для модернистского искусства, которое одновременно следует происходящему прогрессу и осуществляет его критику путем демонстрации разрыва между формами искусства и формами осуществления общественных идеалов. Тогда искусство только с какой-то странной точки может показать, как связаны его формы и жизненные социальные процессы. Сам Шкловский... Читать далее
У вас прямо мини-лекция вышла в самом описании - надо будет в обед прогуглить про этого исследователя. Мне всегда казалось будто самый частый приём - эпатаж,а оно вон как оказывается