Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Боттичелли​ за 92 миллиона долларов. Зачем художник включил в портрет юноши медальон, выполненный Булгарини?

Недавняя сенсация на аукционе Sotheby’s: «Портрет юноши с медальоном», выполненный Боттичелли, был продан за 92 миллиона долларов и тем самым стал вторым по стоимости произведением старых мастеров. Привлечение большого внимания к работе провоцирует ряд закономерных вопросов.

Как известно, портрет включает в себя изображение старца в медальоне, автором которого считается сиенский художник Бартоломео Булгарини.

Был ли включенный медальон до этого частью большего произведения? Включение фрагмента другого художника было задумкой Боттичелли или это поздняя вставка?

5.jpg
Искусство и культураИскусство+3
Анонимный вопрос
Искусство и культура
  · 1,4 K
Искусствовед, историк, археолог. Доктор исторических наук. Профессор. Академик РАХ и РАЕ.  · 20 февр 2021
ботичелли фэйк — копия.jpg

Sotheby’s в «своём репертуаре» - снова спорные атрибуция и provenance! Древнеруссники всегда настораживаются при наличии таких антикварных врезок, как в данном случае с работой Бартоломео Булгарини (?), ведь нередко они служат безошибочным маркером фальшака.

Согласно каталогу-резоне 2005 г. Франка Цёлльнера атрибуция «Портрета юноши с медальоном» считалась сомнительной еще 16 лет назад. Достаточно сказать, что provenance смогли подтвердить только до середины XIX в., со всеми натяжками - до второй половины XVIII в., т. е. до первого гипотетического покупателя портрета сэра Томаса Уинна, первого лорда Ньюборо (1736–1807).

«Портрет юноши с медальоном» впервые записали как «работу Боттичелли» в 1941 г., когда он поступил в частную коллекцию физика Томаса Мертона. Сам портрет был обнаружен в 1938 г. в гостиной валлийского поместья барона Ньюборо лондонским дилером Фрэнком Сабином, который приобрел портрет за бесценок и в 1941 г. перепродал его как «работу Боттичелли» физику Томасу Ральфу Мертону(1888–1969) за пятизначную сумму. После его смерти собрание произведений искусства Мертона унаследовала его супруга Вайолет (1891–1976). Через несколько лет после её кончины картина попала на аукцион 1982 г. Christie's в Лондоне, где «Портрет юноши с медальоном» уже выставляли как «работу Боттичелли». Среди потенциальных покупателей тогда был даже Музей Гетти (J. Paul Getty Museum), в итоге отказавшийся от покупки в самый последний момент сразу же после заявления признанного эксперта Эверетта Фахи, что это вовсе не «работа Боттичелли», а ученика - Франческо Боттичини. Так что на торгах 1982 г. «Портрета юноши с медальоном» приобрел Шелдон Солоу за £810 тыс.

«Портрет юноши с медальоном» из коллекции покойного миллиардера Шелдона Солоу выполнен темперой на доске из тополя. Неизвестен доподлинно и заказчик работы, которая датируется по признакам стиля периодом между 1481 и 1485 гг., когда сам Боттичелли был занят работой над фресками Сикстинской капеллы и «Рождением Венеры».

На рентгеновском снимке Sotheby’s отчетливо видно, что круглый медальон в руках юноши является инородным: экспертиза определила его как фрагмент оригинального алтаря XIV в. мастера Сиенской школы Бартоломео Булгарини. Но зачем же Боттичелли понадобилось вставлять в свою работу фрагмент чужого произведения, что для него совершенно несвойственно? Накануне была растиражирована весьма спорная версия, что портрет святого был добавлен позже «взамен утерянного гипсового медальона работы Боттичелли». В Галерее Уффици есть «Портрет неизвестного» работы Боттичелли (Ritratto d'uomo con medaglia di Cosimo il Vecchio) ок. 1475 г., держащего в руках вылепленную из гипса копию медали в честь Козимо Медичи. В пользу версии об утерянной авторской пастилье (работе в технике лепного рельефа), в частности, высказывался Роберто Лонги.

Однако именно сравнение с портретом из Уффици сразу обнаруживает существенную разницу в лепке рук и работе со светотенью, нежели на сомнительном «Портрете юноши с медальоном» с эстимейтом $ 80 млн. Странно, что ни один из экспертов не обнаружил эту разницу, не говоря уже о совершенно нетипичной для Сандро Боттичелли «жесткой» перспективе, не встречавшейся ранее ни в одной из его работ.

Наконец, очевидны полные нестыковки с пастильей, первоначальные размеры которой якобы полностью совпадали либо с фрагментом оригинального алтаря XIV в. мастера Сиенской школы Бартоломео Булгарини, либо с зеркалом (еще одна расхожая версия).

Кстати, то, что «Портрет юноши с медальоном» слева обрезан тоже является типичным признаком фальшака)))

Для любого искусствоведа очевидно, что над «Портретом юноши с медальоном» немало «поработали» реставраторы, из-за чего портрет молодого человека смотрится свежим, словно написан вчера. Это заставляет вспомнить о недавнем скандале с продажей за $450 млн (с учётом комиссии) «Спасителя мира», приписываемого кисти Леонардо да Винчи, что до сих пор остается спорным.

Вот почему даже наличие документов Sotheby’s с результатами исследования картины не способно убедить многих экспертов в том, что перед нами подлинное творение Сандро Боттичелли.

1 эксперт согласен

ответ простой..это действительно не Боттичелли, а юный Леонардо да Винчи.. и портрет юноши создан с Давида бронзового Донателло, кумиром которого был Леонардо. а в круге находится святой Марк тоже работы Донателло..