Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можете ли вы назвать свое любимое произведение искусства? И объяснить, почему любите именно его?

Считаете ли вы, что профессионалам сложнее выбрать единственное любимое произведение искусства? Или, наоборот, проще?

Искусство и культураИскусство+3
  · 4,1 K
Искусствовед, историк, археолог. Доктор исторических наук. Профессор. Академик РАХ и РАЕ.  · 19 февр 2021
мадонна литта эрмитаж — копия.jpg

«Мадонна Литта» - едва ли не единственное подлинное произведение Леонардо да Винчи в нашей стране! Эта небольшая картина размером 42x33 см была написана гением итальянского Возрождения после 1506 г. Поступила в Эрмитаж (ГЭ-249) в 1865 г. из собрания А. Литты в Милане.

«Загадки гения. 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи». Гость эфира – академик Олег Германович Ульянов, заведующий сектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: https://www.radiorus.ru/brand/57958/episode/2104828

Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной…направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» - C.A. 345 v.), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Ф.1. Оп. V, 1865 г. Д. 7. Лл. 1-10; Б. В. фон Кёне. Картины Леонардо да Винчи. СПб., 1866. С. 2-3). В том же году из-за плохой сохранности картина была переложена с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым, награжденным за удачный перевод серебряной медалью (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. V, 1865 г. Д. 3. Л. 142-143).

Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, № 2376, ок. 1490 г.).

Особого внимания заслуживает мнение Ринальди, который датировал картину 1507-1508 гг. на основании рисунков из леонардовского «Кодекса Арундель» (Collection Arundell), хранящегося в Британском музее Лондона, где на Л. 253 v. и 256 r. находятся наброски сосущего грудь младенца (A. de Rinaldis. Storia dell’opera pittorica di Leonardo da Vinci. Bologna, 1926. Р. 238-239. Аналогичную датировку см.: L.H.Heydenreich. Leonardo da Vinci. London-New York-Basel, 1954. Р. 12, 180). «Кодекс Арундель» имеет точную датировку 1508 г., который указан на титульном листе (Br. M. I r ).

Следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг.) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Л.-М., 1959. С. 56). Исходя из этого, вполне оправданно будет отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.

Как удалось установить в результате натурных исследований, прототипом этого гениального образа в картине «Мадонна Литта"» Леонардо да Винчи стало древнейшее изображение Богоматери в римских катакомбах (Our Lady with the Prophet (Catacombs of Priscilla, Rome): https://www.academia.edu/25206747/The_picture_Madonna_Litta_of_Leonardo_da_Vinci_and_the_most_ancient_image_of_the_Virgin_in_the_Catacombs_of_St_Priscilla_Rome_

Впервые об этой сенсации было сообщено в передаче, посвященной Леонардо да Винчи, в «Библейском сюжете» (2006) на ТВ: «не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог профессор О.Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме (интервью с ученым можно прочитать на сайте Страна.ру). Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя»: https://youtu.be/mDKCQVqo0bw

Столь сенсационное научное открытие легло в основу современного бестселлера и даже популярной компьютерной игры «Тайна да Винчи. Потерянный манускрипт (2006/Repack)»: https://www.pravda.ru/news/culture/65238-madonna_lita_kartina_ermitazh_leonardo_da_vinchi_roman_natali/

«Миф искусства или искусство мифа»: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/ulyanov/

Взламывая код да Винчи: https://life.ru/p/411066

Несмотря на весьма неудовлетворительную сохранность картины Эрмитаж неоднократно отправлял это бесценный шедевр Леонарддо для экспонирования на зарубежных выставках (1962 - Париж, 1990 - Милан и Мадрид, 2003-2004 - Рим и Венеция, 2011- Лондон, 2019/2020 – Милан). Причем на выставке «Леонардо. „Мадонна Литта“ и мастерская художника» в миланском Музее Польди-Пеццоли (8 ноября 2019 года - 10 февраля 2020 года) «Мадонна Лита» была представлена не как подлинник, а как произведение «мастерской Леонардо»?!

Между тем, великий Леонардо копировал гениального Рублева!

Владимирская Мадонна Литта — копия.jpg

Склоненный лик «Владимирской» письма прп. Андрея Рублева († 17.10.1428) с характерным росчерком крылатых бровей, взлетающих от утонченного прямого носа, словно отражен в лике «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи (см. фото). От лика Пречистой и у Рублева, и у Леонардо истекает спокойная мерность, тишина, которая мягко передается зрителю при длительном созерцании обоих шедевров.

Когда же Леонардо да Винчи мог прикоснуться к искусству прп. Андрея Рублева? В результате кропотливых архивных исследований удалось выяснить, что Леонардо посетил Московский Кремль в 1494-1495 гг., когда впервые праздновалось 100-летие чудесного спасения Москвы от нашествия Темир-Аксака в 1395 г. (1-е празднество Владимирской иконы Божией Матери).

Сенсационные данные о пребывании знаменитого Леонардо да Винчи в Москве были обнародованы совсем недавно на Первом международном Петербургском историческом форуме: https://ruskline.ru/video/2019/11/11/sensacionnyi_doklad_na_pervom_mezhdunarodnom_peterburgskom_istoricheskom_forume

«Общеизвестно, что Кремль строили итальянцы. Их имена хорошо известны. Одним из главных зодчих был Пьетро Антонио Солари. Он вышел из семьи архитекторов, работавших в Милане вместе с Леонардо да Винчи, работал с великим да Винчи и сам Антонио. Некоторые историки, сопоставляя исторические свидетельства, даже не исключают того, что в постройке Кремля участвовал и лично Леонардо. Первым эту гипотезу выдвинул ещё в конце 80-х годов ХХ века историк Олег Ульянов, всю жизнь занимавшийся историей Кремля. Прямых доказательств этой теории нет, но косвенных находят все больше и больше, начиная с практически точных соответствий в чертежах флорентийца с редкими элементами кремлевских стен, до "белых пятен" в биографии да Винчи в период с 1499 до 1502 года. Большой интерес к версии "руки Леонардо" проявил в свое время Дмитрий Лихачев»: https://russian7.ru/post/tajjny-kremlya/full/

Художник. Педагог профессионального образования. Круг интересов: теория и практика изобраз...  · 18 февр 2021  · artgryada.ru
Да уж... вопрос сложный и пока не прочитаешь расшифровку под вопросом не совсем ясно как отвечать. Я бы вообще предложил посмотреть под иным углом на всю эту ситуацию. Чем больше человек читал, слушал, смотрел, тем сложнее ему выбрать любимую книгу, произведение музыкального или изобразительного искусства, просто потому что выбор неимоверно широк, спектр больше... Читать далее
видео, очерки, эссе, мнения о искусстве и людях, которые его делают.Перейти на dzen.ru/id/5faa6ef7aaa3aa095aeef07a
Провинциальный искусствовед  · 18 февр 2021

Сложный такой вопрос. Не могу, пожалуй. Одно точно, потому что увлекаюсь, влюбляюсь в то, что изучаю. А во многих любимых разочаровалась со временем

Образование - химфак МГУ; фармакокинетика, биофизика; интересы - Восток, биология...  · 21 июл 2021
Нецке. Образы мудрецов, мифические персонажи позволяют лучше понять человека. Образы животных и жанровые сценки рождают сложные ассоциации, эмоции. Что-то на подкорке происходит. Таинственное становится понятным. Лучше понимаешь и людей и их поступки. Когда в Музее Востока подхожу к стенду с нецке, всегда - новое открытие (экспозиции периодически меняют). Но и разочаров... Читать далее
1 эксперт согласен
искусствовед, культуролог  · 23 февр 2021  ·
cinedeformation
Не могу сказать, есть ли у меня одно самое любимое произведение искусства. Но до сих пор нежно люблю работу Яна Вермеера "Молочница". Эта работа очень растиражированная, да и художника сложно назвать модным или актуальными, но с ней у меня связано воспоминание из универа. На одной из пар по истории искусства нам неожиданно дали задание написать короткое эссе по... Читать далее
1 эксперт согласен
Магазины для взрослых Для Двоих 18+   · 23 июл 2021  · dlya-dvoih.ru

Рафаэль Сикстинская мадонна.

не могу объяснить почему...С детства считаю ее самой красивой картиной!

картина Княжна Тараканова тоже очень нравится,но всегда считала её жутковатой.

Добрый день! Умеем и любим общаться!Перейти на dlya-dvoih.ru/blog