Подавляющее большинство рядовых галерей никогда не берёт с художников денег за выставки. Максимум, если человек отправляет работы через open call, там будет символический взнос на подачу самой заявки (~$15), существующий главным образом просто в качестве механизма отсева. Но опять же — это плата за участие в конкурсе, не плата за выставку. И эта практика относится только и исключительно к open call'ам.
Blue chip'ы (околомузейные галереи на самом верху пищевой цепочки) тем более этим не занимаются, поскольку зарабатывают на долговременном представительстве. Их художники успешны независимо от галерей, и галереи напротив стремятся ограничить и регулировать выход работ на рынок.
Есть только два класса галерей, берущих деньги за выставки: кооперативные пространства, принадлежащие самим художникам, и vanity галереи.
Кооперативные галереи существуют с конца 1980-х и были выстроены как альтернативы blue chip'ам. Они предоставляют художникам определённую независимость стратегии и возможность выставлять откровенно нерыночные вещи. Как правило, чтобы выставляться в таких местах, нужно как-то вкладываться в общий котёл — иногда это подразумевает финансовые вложения, но так же часто это означает физическую работу по организации выставок, от покраски стен до написания пресс-релизов.
Ну и — в кооперативных галереях всегда есть жесткий кураторский отбор, так что туда нельзя принести всё что угодно. Благодаря этому кооперативы поддерживают высокую репутацию, их посещают и критики, и коллекционеры, и дилеры коммерческих галерей.
На прямо противоположной стороне спектра стоят vanity galleries — единственные пространства, выставляющие всё подряд за деньги, и по сути не заинтересованные в продажах, потому что они отбивают рент ещё до открытия. Фактически, это ларьки по продаже выставочной истории. Как следствие, репутация этих галерей чрезвычайно низкая, и они существуют за пределами мира искусства — но люди, которые там выставляются, как правило об этом не знают.