В первом ответе (должен быть под моим) верно подмечено, что проторенессанс - это люди. Но по сранению с первым ответом, я бы сказал острее: проторенессанс - это история 100 - 200 людей в Италии. Мы же отчетливо понимаем, что простые обыватели, жившие в 1200-е - 1300-е годы, знать не знали, что у них идет проторенессанс. В основном, население Европы как жило в средних веках в парадигме христианских догматов, так и оставалось там еще долгое время. Но после четвертого крестового похода, когда богатства, книги, философские учения древности и античности из Константинополя хлынули в Европу, по одной версии, или, когда в Италии появились очень богатые и влиятельные семьи (Медичи, Паццы, Сфорца, например) тяготевшие к роскоши и тщеславию, но стесненные рамками христианской морали, по другой версии, (а, скорее всего, обе причины сразу) создали предпосылки к смене мироощущения, к интересу к личности человека, к гуманизации. Вот у этих 100-200 человек, что-то щелкну. И действительно, когда мы смотрим готических художников (Сантино Мартино, Чимабуэ, Пьетро Лоренцетти, Джованни да Милано и др.) мы видим образы словно бестелесные, даже уплощенные специально, умиротворенные, возвышенные и четкое иллюстрирование священного писания. Это не реальная жизнь, это жизнь... "небесная". Или еще очень похоже на протокольное запечатление христианских сюжетов. А вот у Джотто уже в "Поцелуе Иуды" мы видим не иллюстрацию к новому завету, а как бы сценку из жизни. Художник меняет и перераспределяет людей, предметы, последовательность действий и словно заявляет: Я Джотто, я видел этот поцелуй в своем воображении, я был там и там было так как я нарисовал". Это манифестация личной точки зрения автора, это выражение его идеи, его внутреннего видения. И образы его уже вполне похожи на земных людей. Тем паче он первый кто вводит живописную традицию показывать отрицательную личность уродливой. Этот прием закрепляется и остается по нынешнее время. Так что можно сказать, что Джотто сменил взгляд на искусство. А Филиппо Брунеллески приписывают (повторное))) открытие перспективы (на пару с Леоном Батистой Альберти). Для более наглядного, реалистичного эскизирования задумок своих сооружений он обратил взгляд на античность и разгадал загадку и возведения куполов и перспективного сокращения, которые напрочь были забыты после набегов варваров.
И что же они сделали? Вам верно ответили, что это эпоха Данте и Джотто. Я не специалист по литературе, но, думаю, Данте внес с античными образами, использованными в "Божественной комедии" и античные гуманистические идеалы. Есть люди, которые рассматривают Божественную комедию в качестве великого герметического произведения, но не утверждаю, что это так. Просто слышал мнение. А вот про Джотто и Брунеллески могу расписать подробнее. Дело в том, что Джотто придумал то, на чем держалось Европейское искусство примерно до В. Кандинского, и держится, когда речь идет о реалистичном искусстве. Джотто ди Бондоне придумал искусство как театр, в котором обычные люди из плоти и крови испытывают страсти, любят, действуют! Он придумал, в некотором смысле, то, что сейчас в искусствознании называют" образ художественный" - форма истолкования и освоения мира автором с позиции его идеалов. Читайте П. Д. Волкову "Мост над бездной. Там все написано.
Есть даже передача про это. И действительно, когда мы смотрим готических художников (Сантино Мартино, Чимабуэ, Пьетро Лоренцетти, Джованни да Милано и др.) мы видим образы словно бестелесные, даже уплощенные специально, умиротворенные, возвышенные и четкое иллюстрирование священного писания. Это не реальная жизнь, это жизнь... "небесная". Или еще очень похоже на протокольное запечатление христианских сюжетов. А вот у Джотто уже в "Поцелуе Иуды" мы видим не иллюстрацию к новому завету, а как бы сценку из жизни. Художник меняет и перераспределяет людей, предметы, последовательность действий и словно заявляет: Я Джотто, я видел этот поцелуй в своем воображении, я был там и там было так как я нарисовал". Это манифестация личной точки зрения автора, это выражение его идеи, его внутреннего видения. И образы его уже вполне похожи на земных людей. И так в живописи интерес стал поворачиваться к изображению людей, а не святых образов. Тем паче, он первый кто вводит живописную традицию показывать отрицательную личность уродливой. Этот прием закрепляется и остается по нынешнее время. Так что можно сказать, что Джотто сменил взгляд на искусство. А Филиппо Брунеллески приписывают (повторное))) открытие перспективы (на пару с Леоном Батистой Альберти). Для более наглядного, реалистичного эскизирования задумок своих сооружений он обратил взгляд на античность. Именно там он нашел разгадку и возведения куполов, и перспективного сокращения, которые напрочь были забыты после набегов варваров.
Но в целом деятели того периода подготовили почву для полноценного обращения взгляда к человеку, его внутреннему миру, его телесности, его стремлениям и интересам, к познанию мира не только с точки зрения божественного объяснения, а с точки зрения рационального мышления. Создали предпосылки для того, чтобы человек начал передвигаться в центр мироустройства.