Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что общего у граффити и барочной лепнины?

Искусство и культураАрхитектураМода и стиль
Марьяна Ершова
Искусство и культура
  · 1,5 K
Первый
Архитектурный критик  · 19 нояб 2021
Хороший вопрос, как он пришел Вам в голову? Попробую предложить свои мысли.
Город — это пространство коммуникации. Кто с нами говорит? Те, кто здания построил (архитекторы и строители), кто их использует (владельцы, жильцы), кто регулирует отношения (власти: мэр, король, сами жители прямо или косвенно через депутатов и т.д.)
Но зданий самих по себе не хватает, люди хотят сказать друг другу больше. Кто-то — о своем богатстве, кто-то — о своем хорошем вкусе, или о политических взглядах, и т.д. Лепнина, которая часто может быть не только набором листочков и цветочков, но и включать в себя геральдические символы, образы, связанные с религией — работает как такая коммуникация.
Точно так же работает и граффити. Дальше начинаются разницы.
Лепнина не появляется ночью, за нее не штрафует полиция и т.д. И это сразу делает это сравнение интересным. Значит ли это, что в современном городе больше людей, которые хотят участвовать в коммуникации? Они не владельцы зданий и не архитекторы, но они хотят, что называется, вклиниться в разговор. То, что они делают это нелегально — значит, что им не хватает возможностей? Это, наверное, грустно. Или что современный город, напротив, настолько демократичен, настолько открыт к такой коммуникации? Это, наверное, хорошо.
Лепнина (отвлечемся от конкретной техники) почти всегда крепко связана с фасадом не только физически, а композиционно. То есть, аканты и обломы не появляются где попало, они подчеркивают структуру фасада, или (для барокко это более верно) активно развивают ее. Граффити бывает разным, но все-таки, как мне кажется, чаще строится на том, что подчеркивает свою независимость от здания. Они находятся в диалоге, иногда довольно сложном.
Причем, лепнина связана с объемом, скульптурностью, а граффити — с плоскостным (даже иллюзии глубины, которые делают художники — это графический способ мышления, а не скульптурный). Распространение граффити совпадает с распространением других плоскостных видов коммуникации — кино, телевидение, реклама. А также в это время в городах становится все больше зданий с плоскими фасадами из бетона, металла и стекла.
Здесь граффити можно сравнить с большими росписями, рекламой, которые часто делались одновременно со зданиями. Их задача тоже была в том, чтобы сделать город «говорящим», как это делала и лепнина.
Не знаю, ответил ли на вопрос, но было интересно подумать, спасибо.
2 эксперта согласны