Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Елена Ющенко – профессиональный переводчик английского и испанского языков. Перевела...  · 20 мая 2023

Почему Маргарите не предложили награду после Бала?

Один из главных вопросов, который терзает всех читателей романа «Мастер и Маргарита»: почему Маргарите сразу не дали награду? «Мы вас испытывали» - говорит Воланд. Чем испытывали? Титулом Королевы?
Разберем по тексту.
Первый момент обсуждения Бала – это разговор с Азазелло, как он заманивает героиню: «вы воспользуетесь ситуацией…». Речи о награде нет! Остальное Маргарита додумывает сама: «если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем?» Главная идея – заманить Маргариту на Бал любыми способами. Поняв, что Маргарита уходит, разговор меняет русло, и Азазелло цитирует роман Мастера и мысли героини. Демонстрируя, что он все знает о ней, он втирается к ней в доверие, что крем ей пригодится. Манипуляция с фиктивной наживкой «Мастер» цепляет Маргариту и не дает ей сорваться с крючка. «Я ведь человек несчастный, и вы пользуетесь этим.» Королева сама придумала себе смысл посещения Бала и оправдала свои поступки! Во имя Мастера! Так она и оправдывает свое желание: «я погибаю во имя любви!»
Но Азазалло и не обещает ей награду, вот в чем фишка! Он предлагает что-то сделать самой, предлагает ей обратить происходящее себе на пользу, воспользоваться ситуацией. Что говорит Коровьев при первой встрече? «..вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?» т.е. засланный казачок Азазелло должен сыграть на ее чувствах и заманить. Как он сам говорит, физическая грубая сила – «это моя прямая специальность, но разговаривать с влюбленными женщинами − слуга покорный.» Поэтому и разговор с ним выходит жестким, Азазелло рубит правду-матку бесцеремонно и нажимая на самые больные места Маргариты.
Далее в дело вступает Коровьев и играет свою роль охмурялы, оказывает ей самый радушный прием, рассказывая о «вопросах крови» прапрапраправнучки французской королевы и относясь к героине по-королевски (вспомните, какие песни он пел Босому и Поплавскому). Действительно ли Маргарита состоит в родстве с Маргаритой Валуа, как приписывают многие исследователи романа? Ведет ли она себя соответствующе? Что должна делать королева? Опьяненная своим происхождением, поверив, что ее оценили по достоинству из 121 местных уроженок, сделав королевой на одну ночь, отвлекаемая игрой Бегемота и криками «в восхищении», героиня теряет суть своего присутствия. Маргарите никто не рассказывает о них, да и она не интересуется. Происходящее кружит ей голову, и в особенности надежда на счастье. А что, если все специально подстроено для Маргариты: и полет на реку, где ее уже называют Королевой, и Бал, чтобы отвлечь от самого главного? Чтобы обмануть, ничего не дать и кинуть так же, как и остальных людей? Сумела ли она воспользоваться ситуацией?
Почему в начале Воланд оказывает Маргарите самый радушный прием, а по окончании Бала совершенно безразличен к ее судьбе, сначала выжидающе «прищурившись» на провокацию Азазелло «воспользоваться ситуацией»: «одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело − ему же в сердце.» И вот он – повод – просить за Мастера, Воланд ждет ее ответ, но она молчит: «он, мессир, погубил одного мастера». И ни слова больше. Что же, Королеве просить не дозволено? Нужно продолжать с достоинством притворяться? «Нет, ничего, мессир… кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно…».
 В очередной раз Маргарите предлагают взять жизнь в свои руки, но почему-то она не спешит этого делать: «просить? Ни за что» тем не менее при этом «…черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты. Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал.»
Осознав, что награды никто не предлагает, героине приходит мысль утопиться. Лучше умереть, чем попросить. Почему же Воланд слышит ее мысли и сразу и спрашивает: «Куда же вы торопитесь?.. Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощание?» Потому что мысли о самоубийстве – это проявление воли героини, чего Воланд допустить не может. Каждый герой должен играть по его правилам, которые он предлагает.  Миссия Воланда – проверить, «изменились ли люди внутренне», поэтому он пытается вывести Маргариту на честный разговор. Вначале он спрашивает: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?» На что Маргарита притворяется и отвечает, что «ничего такого нет». После Бала ситуация повторяется, Маргарита продолжает врать так же, как и в начале их встречи: «Я ничуть не устала и очень веселилась на балу». Когда она веселилась? Когда на нее надевали цепь с изображением пуделя? Когда они облетали залы? Когда встречала гостей? «Теперь Маргарита ежесекундно ощущала прикосновение губ к колену, ежесекундно вытягивала вперед руку для поцелуя, лицо ее стянуло в неподвижную маску привета.» Королева все делает по указке, т.к. не знает, как себя вести, потому что не спросила, зачем она нужна на Балу. Единственное условие, которое Коровьев произнес вскользь, как бы между прочим, но оно определяет весь ход Бала. «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные… но никому, королева Марго, никакого преимущества!.. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого.» На кого обращает внимание Королева? На первых гостей с их историями: господина Жака с супругой и графа Роберта, госпожу Тофану, которая травила мужей, Фриду, которая убила ребенка, московскую даму, которая следила за своими клиентами и Малюту Скуратова! «Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту…и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова.» Условие не выполнено! Поэтому проверка продолжается и после Бала. Бал не изменил героиню. Если на Балу Бегемот, Коровьев и Азазелло кричат: «в восхищении!», Коровьев пытается облегчить ей пребывание на Балу: то предлагает положить руку на аметистовую колонну, убеждает что до конца приема осталось немного времени. «Интересные замечания Коровьева перестали занимать Маргариту.» По силе воздействия на героиню, Бал можно сравнить с казнью Иешуа. Но насколько старается Королева? Бал для Королевы или Королева для Бала? Если первое, то она протягивает руку и колено для поцелуя, а если второе, то и у хозяйки Бала есть обязанности. Получается, что Маргарита не справилась с ними, т.к. не на всех гостей обратила внимание.
Но свою фразу «если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц» она уже заканчивает правдой, которая рвется наружу от боли. Только за эту правду Воланд дает ей возможность просить. Но что со знаменитой фразой: «Никогда и ничего не просите?» Если мы вспомним, что роман сатирический, то поймем, что большинство фраз в романе употребляются в переносном значении, и их нельзя воспринимать буквально. Воланд оценивает поступок Маргариты с позиции силы, частью которой он является. Предоставив Маргарите «должность» Королевы на Балу, ей дали возможность измениться, обрести силу. Поступок отказа Маргариты продиктован силой или беспомощностью в романе? Если посмотреть на Королеву с позиций шахмат, в которые играют Воланд и Бегемот, Королева – самая сильная фигура на доске, но Бегемот уже потерял свою Королеву, и пытается заставить офицера притвориться Королем. Становится ли от этого офицер Королем? Справилась ли Маргарита с должностью Королевы? Прошла все испытания?
В речи Коровьева была еще одна оговорка: «никому никакого преимущества!» Маргарита нарушила и это условие, заговорив с Фридой. Но опять врет Воланду: «Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь.» Из всех своих обещаний Маргарита «подала надежду» только Наташе, когда та захотела остаться ведьмой: «…Упросите за меня, чтоб меня ведьмой оставили. Вам все сделают, вам власть дана!
И Маргарита отозвалась:
− Хорошо, я обещаю!»
Слишком рано Королева стала раздавать обещания. Маргарита не подавала надежду Фриде, а лишь сказала: «напейтесь пьяной и ни о чем не думайте». Это не проявление ни милосердия, ни сочувствия, а снятие ответственности, что Фрида ни в чем не виновата, а лишь является жертвой обстоятельств, за что и поплатился Бегемот, спросив: «при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!» Каждый должен нести свою собственную ответственность. Выбор есть всегда, как поступить. Но главный принцип жизни Маргариты – не думать о последствиях и не нести ответственности за свои поступки - проявляется и после Бала: «я легкомысленный человек», - говорит героиня. Она просит снисхождения за свои слабости. Когда человек не думает о последствиях, остается только причина его страданий – поступок, о котором постоянно приходится сожалеть. Фриде подают платок тридцать лет, Маргарита сидит над полусожженным романом полгода, упиваясь своими страданиями. Когда нет ответственности и поступков, остаются только страдания. Если до Бала героиня страдает неосознанно, то теперь готова принять их осознанно. Осознанные поступки – это проявление воли человека, поэтому теперь Воланд и обязывает Маргариту взять на себя ответственность, подталкивая что к изменениям:  «Каждое ведомство должно заниматься своими делами… я этого делать не буду, а вы сделаете… делайте же, вот мучение.» Прощание не входит в его полномочия. Прощать может тот, кто просит? Кому нужно прощение? Маргарите или Фриде? Простить Фриду – как простить Пилата – значит простить себя, обрести свободу, силу и стать собой. Возможно, только в эпизоде прощания Фриды, Маргарита обретает ту королевскую силу, которую ей пытались придать Воланд и его свита, поверить в свои силы, хотя и продолжает сомневаться: «а разве по-моему выйдет?» Что, если, Королева на Балу и нужна, чтобы кого-нибудь простить? «…установилась традиция… хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой.» То есть Бал – соединение земного и загробного мира, Воланд и Маргарита, женское и мужское, Инь и Ян, добро и зло, если есть кого убивать - Берлиоз и Майгель, тогда нужно и кого-то отпустить, например Фриду, или Вар-равана.
Коровьев представляет гостей на Балу, подробно описывая их жизни и злодеяния, как будто нужно решить, чье преступление «менее по тяжести» и кого-то выбрать… Следовательно, фраза «никому никакого снисхождения» сводится к нейтральному отношению ко всем, чтобы на фоне беспристрастности принять решение.
Пока Королева врет, разговор с Воландом носит отстраненный и туманный характер, который она не всегда может понять, но как только появляется Мастер, ложь исчезает, звучит правда, и поэтому Воланд предлагает: «говорите же все, что вам нужно». Пока человек врет, его будут проверять различными способами, но правда срывает пелену и показывает вещи, как они есть на самом деле. Пока врут нечистой силе, будет продолжаться игра под названием «соблазнить», но честность признать и принять себя, жизнь подразумевает ответственность и силу, которые не всегда доступны героям. Все произведение «Мастер и Маргарита» - это ответ на вопрос Пилата: «И настанет Царство Истины?» Истина – когда говорят правду, которую Воланд вскрывает различными способами. Каждая ситуация с любым персонажем дает ответ на вопрос: «кто же управляет жизнью человеческой?» Если сам человек, то как он это делает? Есть ли у него такая сила, или он только пешка в лапах Бегемота?
Делая Маргариту Королевой, Воланд стремится дать ей силу для собственной жизни: простить себя, поверить в себя, научиться пользоваться возможностями. Из «доведенной до отчаяния женщины» в упивающуюся своей красотой и силой ведьму и в Королеву, у которой есть обязанности и ответственность – главная трансформация Маргариты. Прошла ли она эту трансформацию? Решать читателю.
Там все просто. Если бы Маргарита попросила награду и сама бы ее заказала - состоялась бы сделка по продаже души... Читать дальше