Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Руководитель токсического отдела Greenpeace Россия  · 14 нояб 2021

Как перерабатывают обувь

Один анонимный канал в Телеграм который, по слухам, близок к руководству Российского экологического оператора, не смог больше смотреть как увеличивается счетчик на петиции Гринпис, которая требует, всего навсего, чтобы такой метод уничтожения отходов как их сжигание, оказался в рыночных условиях с другими переработчиками или, чтобы переработчики получали такую же помощь от государства, как просят те, кто банально хочет сжигать мусор.
Крик души был таким: "Гринпис даёт совершенно ложный выбор. Альтернативой сжиганию являются полигоны. И уж лучше тогда спросить - Вы за полигоны или МСЗ? А вот все предлагаемые решения не позволяют отказаться ни от сжигания, ни от полигонов. Конечно, я тоже за переход к перерабатываемой упаковке. Только вот что прикажете делать с тем, что не перерабатывается? С ботинками, например? Почему представители Гринпис не ходят в лаптях и валенках, в конце концов? В общем, не надо на это вестись, Гринпис - он не избавит вас от отходов, он совсем про другое."
И читая это, мы поняли, почему не будет в России никакой мусорной реформы. И виноват в этом не Гринпис, ни мы с вами, а авторы подобных заявлений, которые отказываются выполнять законы, которые они сами же и принимают. Но кажется, они в принципе не понимают проблемы, решить которую их нанял народ Российской Федерации.
Но мы прицепимся к обуви. Удивительно, но переработка обуви существует. И как вы можете догадаться, существует она не у нас. Хорошо, не все, что есть, существует у нас. Но кое-что имеется :) Вот примеры.
Начнем с банальности: обувь можно починить. Нам кажется, что сейчас снова во многие городах страны возвращаются мастерские по ремонту обуви.
А в некоторых местах они никогда и не исчезали полностью. И если бы сапожники получили помощь от государства в виде льгот, грантов или просто банальной рекламы, то все бы удивились, сколько обуви не пошло бы на свалку. Или не надо сапожникам - давайте давать населению налоговый вычет на каждую отремонтированную пару обуви! Это в миллиарды раз дешевле, чем сжигать обувь ;)
Или вот еще один способ дать обуви вторую жизнь. И нет, это пока еще не переработка. Если обувь еще годная, а вы не хотите ее носить или из нее выросли дети, то отдайте ее бесплатно через городские сообщества "отдам даром" или продайте на Авито или на сервисах ему подобных. И обувь не надо будет сжигать за триллионы рублей денег налогоплательщиков, нас с вами.
Но рано или поздно обувь все равно придет в негодность. И вот тут нам приходят на помощь переработчики. У нас их нет, так как при помощи государства деньги хотят потратить на мусоросжигательные заводы, а не на решение проблемы отходов. Рассказываем, на что можно потратить деньги народа более практичным способом.
Даже никакой особой технологии не нужно, чтобы поучиться у компании Nike которая запустила программу Nike Grind. Это когда собираются кроссовки любых марок, разделяются на следующие компоненты, из который, как правило, делается современная обувь: резина, полиуретан, eva-пена, кожа, текстиль и термопластики. А потом все это добро становится сырьем для новой обуви Nike или, если для обуви не годится, то из него делают промышленные напольные покрытия, покрытия стадионов и много чего еще.
Может, не будем кроссовки сжигать или на свалку отвозить, а переработчиков пригласим? На деньги, сэкономленные на сжигании?
Очень схожим образом работает компания I:CO, но уже в Европе. Они собирают одежду и обувь и используют ее двумя способами: делают новые подошвы из гранул старых и разбирают, как и Nike, обувь на компоненты и продают на сторону. Но признаются честно, что хоть завод в Германии и работает, вопрос сбыта продукции не так прост и до конца не налажен. А если такой завод построить у нас и дать ему всю мощь государства, с которой оно сейчас пропихивает сжигание мусора? Может и вопросы сбыта перестали бы стоять так остро?
Не нравится Европа? Можно обратиться к TerraCycle - компании, которая, кажется, может переработать все, что угодно. И уже имеет опыт работы с обувью. Принцип как и у всех: разборка и сортировка по материалам, использование в собственном производстве или передача на сторону.
Вот в Нью-Йорке, например, есть локальный сборщик и переработчик обуви и одежды компания Wearable Collections. Собирает все виды одежды и обуви, хорошую продает, а непригодную разбирает на материалы и продает на другие производства. Честно признается, что сейчас 10% от разбираемой обуви приходится отвозить на свалку, но идет поиск покупателей и на эти материалы. А вот если бы обувщики просто перестали использовать неперерабатываемые материалы, то и необходимости в строительстве мусоросжигательных заводов бы не было. И свалок, кстати, тоже.
В общем, мы почти уверены, что человечество в состоянии переработать все материалы и все изделия, если бы их собирали раздельно и кто-то заплатил бы за переработку. Сжигание, кажется, технология каменного века о которой даже стыдно говорить в веке 21-м.
Но! Еще элегантнее и правильнее и грамотнее было бы, чтобы те, кто отвечает за решение проблемы отходов сделали анализ и определили, какие материалы и изделия дороги в сборе и переработке и просто обложили этих производителей налогом, именно на эти сложные виды отходов. Чтобы у таких изготовителей появился стимул думать, как остаться на рынке, сохранить покупателя и не производить топливо для мусоросжигательных заводов или объемы для свалок.
И тогда в нашей отдельно взятой стране воцарит иерархия методов обращения с отходами, которую не стыдно будет и за границу продать :) А про иерархию мы даже написали отдельную статью :)