Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Навсегда ничего не бывает.  · 3 июн 2023

"Кебинные браки" А.П. Ермолова

Вместо эпиграфа:
Вот спешу отдать долги до 28 июня. Иногда, правда, сомневаюсь: тому ли отдала, тому ли вручила. Утомляют эти заморочки, как любые игры, правил которых постичь никак не можешь. Приходится разыгрывать беззаботность, поверив на слово Франсуазе Саган: "Когда долго разыгрываешь беззаботность, в конце концов её обретаешь".
Саша (Краснено), чтобы не ошибиться адресатом, специально просмотрела наши с Вами комментарии. Нашла Ваше ко мне: «…вот у Вас и по поводу этих браков непонятно/сомнительно…»
Надеюсь, Вас эта тема ещё интересует.
На Кавказе понятие "кебинный брак" обозначало временный брак. Такой брак предполагал заключение своеобразного договора о сожительстве, по которому муж обязался выплатить родителям определенную денежную сумму (калым) – и мусульманка становилась его законной женой на договорной срок. Дети, рожденные в таком браке, считались законными, но не наследовали состояние отца. По окончанию договора, женщина возвращалась в родительский дом и могла выйти замуж. На Кавказе у Ермолова было три кебинных брака. Но в его случае возникает вопрос о законности этих брачных союзов. Во-первых, они были разрешены не у всех мусульман – только у шиитов, а у суннитов, к которым принадлежали кумыки, они запрещались. Последняя кебинная жена Ермолова была кумычкой. При чём, и все другие его браки под вопросом: Ермолов не был мусульманином. 
Алексей Петрович Ермолов никогда не был женат законно и даже, по свидетельству его современников, чуждался дамского общества. Впрочем, этому можно найти вполне рациональное объяснение. Генерал в написанных позже воспоминаниях признавался: "Вместе с Волынскою губерниею оставил я жизнь самую приятную. Скажу в коротких словах, что страстно любил W., девушку прелестную, которая имела ко мне равную привязанность. В первый раз в жизни приходила мне мысль о женитьбе, но недостаток состояния обеих сторон был главным препятствием, и я не в тех уже был летах, когда столько удобно верить, что пищу можно заменять нежностью. Впрочем, господствующею страстью была служба, и я не мог не знать, что только ею одною могу я достигнуть средств несколько приятного существования. Итак, надобно было превозмочь любовь. Не без труда, но я преуспел". Во время пребывания на Кавказе в 1816-1827 гг. генералу больше не приходилось превозмогать свои чувства. Он решал проблемы чувств при помощи "кебинных браков".
Традиция продажи "временных жен" существовала не только на Кавказе, но и в странах Ближнего Востока и в Японии. Помните оперу Дж. Пуччини "Чио-Чио-Сан"? "Временный брачный контракт" - термин, обозначавший тип отношений между иностранцем (чаще американцем или русским) и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии он получал в пользование (и содержание) "жену". Сами иностранцы, в частности русские офицеры, называли таких "жён" мусумэ, от японского — "девушка, дочь". Иногда мусумэ ошибочно сравнивались с гейшей. Хотя отличия есть: гейша считалась "усладой для души", и телесные ласки не входили в её обязанности, тогда как мусумэ, принадлежавшая только одному мужчине согласно контракту, обязана была услаждать своего покровителя ещё и в постели, вследствие чего нередко рождались дети. У Ермолова их было шестеро: пять сыновей и дочь. Один сын умер в младенчестве, дочь по закону после окончания договора осталась с матерью.
Сыновья, первое время носившие фамилию Горские, как писал Ермолов, "без всяких прав на наследие, без покровительства и довольно несчастливые происхождением", тем не менее заботой отца обделены не были. Все они получили образование в престижных военных училищах. Генерал добился, чтобы их признали его сыновьями, записали в дворянство и разрешили носить фамилию Ермоловы.
Забота о детях, рождённых в кебинных браках или усыновлённых пленных, была закреплена в негласном "кодексе чести" русского офицера.
Формально дети числились пленными, но это, верно, единственный случай в истории, когда пленным давали кров, одежду, питание, а главное - заботу и необычайно труднодоступное и дорогое по тем временам образование — как путёвку в жизнь. К примеру, при взятии всё того же аула Дади-Юрт был "пленён" двухлетний мальчик, взятый на воспитание бароном Розеном. Позже этот мальчик станет известным чеченским поэтом и дослужится до чина коллежского асессора под именем Константина Михайловича Айбулата. Или ещё такой пример: в 1829 г. переведенный на Кавказ рядовым в отдельный Кавказский корпус Бестужев -Марлинский взял из разоренного аула маленькую тавлинскую девочку – приютил, воспитывал как родную дочь. Говорят, Бестужев приютил сиротку из-за одиночества.
Петр Николаевич Ермолов, двоюродный брат прославленного генерала, одиночеством не страдал. У него была большая семья, семеро любимых детей… Но в его сердце нашлось местечко и для маленького чеченского мальчика, которого он искренне любил, называл "мой Петруша", "мой чеченец" и сумел рассмотреть в нем талант художника.
Ну об этом я уже писала…
 
Прочитал… только не понял - зачем это? я тогда написал "непонятно/сомнительно" - просто чтобы показать, что я... Читать дальше
@Александр (Краснено), значит, вышел гавагай. я поняла так: вам непонятно было, что такое "кебинный брак".
Конечно, Вам эти сведения совсем не нужны: Ермолов ведь далеко не святой… Но при всей своей несвятости и в своей несвятости, он старался поступать по-человечески достойно… 
Очень интересный рассказ у Вас получился. Прочитал его на одном дыхании, залпом. Чудесно. Подняли настроение. Спасибо Вам. 
Браво, Лариса! Большое спасибо Вам за прекрасную, добрую, тёплую статью! Вы делаете самое необходимое сегодня людям дело - пытаетесь их сблизить, просветить, дать им возможность больше узнать друг о друге, а значит и лучше понять друг друга, и, самое главное, стать добрее, человечнее.
@Симон Тер - Петросян, спасибо! ваши слова очень тронули. 
Лариса, где искать Ваши публикации после закрытия Кью?
Здесь будет музей. Так говорят. Я не знаю. Если честно, переживаю нечто похожее с неотвратимостью несчастья. 
@Лариса Чебатуркина, Щас вот прям и несчастье! Не допустим :)
Мир не без добрых людей. Очень верится, что найдется площадка продолжатель дела Кью, исправит проблемы в нем имеющиеся и предложит новую русскую независимую социальную сеть.
Свято место пусто не бывает. Потенциал Кью велик и если Яндексу он не нужен, это  его право отказаться.
Такие алмазы, как Вы и Александр не имеют права покрываться пылью :)
Поддержим российского производителя? Кто как думает? Пишем ниже :)