В России не было аналога католической "Святой инквизиции" как церковного учреждения для силовой борьбы с ересями. Для этого, как минимум, не было условий, т.к. есть разница во власти римского понтифика и русского патриарха.
Римский папа концентрирует в своих руках не только религиозную, но и светскую власть, на которую русская Церковь даже не претендует, хотя были случаи, когда часть светских полномочий делегировалась патриарху по необходимости.
Движение протопопа Аввакума привело к сильным государственным волнениям, что неизбежно повлекло за собой внимание царей к его персоне.
Аввакум преимущественно обращался к царям. Так, он пытался обратить в "старую" веру царя Алексея Михайловича (1645–1676). Ему это не удалось. После первой волны преследований старообрядцев со стороны государства (1670 г.), Аввакум занял резкую позицию к царю, делая жёсткие заявления в его адрес:
"А царя Алексея велю (sic!) Христу на суд поставить. Тово надобно мне шелепами [батогами] медяными попарить",
“Грабишь нас и обижаешь нас от креста”,
“престани де государь, проливати кровь неповинных”,
“беспрестанно пьет кровь свидетелей Исусовых”,
“безумный царишка”,
апокалиптический “зверь — царь лукавой, любяй лесть и неправду”,
“царь отщепенец”,
и другие более грубые эпитеты.
(Слово о рогатом клобуке)
К царю Феодору Алексеевичу (1676–1682) у Аввакума было более мягкое отношение. В письмах к нему он в более дружелюбных тонах пытался обратить царя к "старой" вере.
Диалог с Аввакумом не принёс положительного результата, поэтому, по указу царя, Аввакум и несколько его товарищей были сосланы в заключение в Пустозерск и вскоре казнены через сожжение в срубе из-за "великия на царский дом хулы"[3] в 1682 г., что выглядит весьма последовательно.
Сам же Аввакум, как кажется, был не против подходов инквизиции. Царю Феодору Алексеевичу он писал о противниках "старой" веры так:
А что, царь-государь, если бы ты мне дал волю, я бы их студных и мерзких жеребцов, что Илия пророк, всех что собак перепластал в один день. Сперва Никона – собаку рассек бы начетверо, а потом и никониан[2]
Но даже Аввакум в своём обращении ищет силовой санкции у источника государственной власти – царя. Ни у Аввакума, ни у Церкви нет такого права.
Царь обладает монопольным правом применения силы. В данном случае, он и принял радикальное решение о казни, с целью достижения мира в государстве.
Стоит отдельно сказать, что по древним апостольским канонам Православной Церкви, которыми она руководствуется все 2000 лет, лицо в священном сане извергается из сана за любую форму насилия по отношению к другим людям, даже непреднамеренную, даже в качестве самозащиты:
извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты (Ап. 66: «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за предерзость свою»), но и за избиение, даже и лица виновного.
Клирикам возбраняется поднимать руку на человека: 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1Петр 2. 23)»[5]
---
Источники:
[1] – Зеньковский С. А., проф. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. Munch., 1970. (Forum Slav.; T. 21). М., 1995, Глава 5, раздел 32. URL:
https://www.sedmitza.ru/lib/text/439556/ (дата доступа: 2022-04-18);