В вопросе идет смешивание трех моментов - возникновение, изменение и актуальность религий.
Немецкая школа философии направлена на принципиальную отмену христианства. Все немецкие философы сводили возникновение религии принципиально только к социальным факторам. Апофеозом стала фраза Ницше "Бог умер". Поэтому, кстати, немецкие классики удобнее всего для темы атеизма.
Понятно, что любое явление, в котором завязано больше двух человек, попадает под характеристику социальных процессов. Понятно, что религия как социальный процесс рассматриваться может. Но ее истоки всё же в теме гносеологии, в поиске метафизических, философских ответов.
Почему религии менялись? Здесь надо начать с того, что изменения бывают ОЧЕНЬ разные. При этом в религии есть неизменяемая основа - но изменяются некие внешние проявления. В качестве примера - христиане славят Бога, и это неизменно. Но ранние христиане для этого просто собирались в тайных святилищах, Византийская церковь строит храмы с позолотой, католики строили готические соборы, тянущиеся к небу и торжественно играли на органе… Разное понимание "прославления" - но сама идея прославления неизменна. Менялась повестка - если в 1000 году обсуждалось, дозволено ли слушать скоморохов, то сегодня обсуждается, как с точки зрения веры правильно пользоваться интернетом. И вроде тема изменилась, а идея недопустимости праздности, забота о внутреннем развитии и представление о качестве развлекательного контента вообще не изменились за тысячу лет.
Актуальна ли религия сегодня, в век высоких технологий и научного познания? Да, как никогда актуальна. Потому что наука имеет свои цели и задачи, довольно узкие. И она по своему определению неспособна закрыть задачи, которые решает религия. Поэтому и сегодня все больше людей обращается к религии.