Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Марка Mercedes-Benz ушла из России: рассказываем, что ждёт владельцев немецких машин

Марка Mercedes-Benz заявила об уходе из России и продаже всех своих активов, включая завод «Есипово» в Подмосковье. Покупателем российского бизнеса Мерседеса стал автомобильный дилер «Автодом»: компания давно говорила о желании организовать собственную промышленную сборку. Но у владельцев и потенциальных покупателей уже есть  важные вопросы — кто теперь будет отвечать за гарантийное обслуживание автомобилей Mercedes-Benz, что будет с гарантийным и постгарантийным ремонтом и продолжит ли немецкий бренд поставлять фирменные запчасти в Россию? Разбираемся вместе с дилерами Mercedes-Benz в России и автоэкспертами.
Что пообещал Mercedes-Benz после ухода
О продаже своих российских мощностей компания Mercedes-Benz официально объявила 26 октября 2022 года. При этом компания пообещала обеспечить выполнение обязательств перед клиентами из России в сфере послепродажного обслуживания. В свою очередь, в Минпромторге заявили, что после завершения всех согласований новый владелец российских подразделений Mercedes-Benz — компания «Автодом» — сможет осуществлять техническое обслуживание немецких автомобилей, проданных на российском рынке. Хотя сейчас такое право есть у любого официального дилера марки, и заявлений о каких-либо запретах и ограничениях со стороны компании не было.
При этом поставки автомобилей Mercedes-Benz в Россию прекратились ещё в начале весны 2022 года. Тогда же был остановлен и российский завод Mercedes-Benz. Вскоре в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что продавцы столкнулись с проблемами при обслуживании машин из-за недостатка запчастей. Однако представители бренда претензии опровергли и заверили, что каждый случай будут разбирать индивидуально. 
Поскольку официальные поставки автомобилей прекратились, доставку нужных моделей из-за границы дилеры попытались наладить по неофициальным каналам. Однако вскоре Евросоюз ввёл в отношении поставляемых в Россию автомобилей новые санкции — запрет на продажу моделей дороже $50 тыс. Перекупщикам пришлось переключиться на схему с приобретением машин с пробегом у физлиц, но трудности с переводом денег за границу сделали покупку «Мерседесов» в Европе крайне неудобной и дорогой. Тем не менее она работает до сих пор, но готовы платить и рисковать крупными суммами далеко не все покупатели.
Справка
Завод Mercedes-Benz в России заработал в 2019 году. B предприятие инвестировали 19 млрд рублей, производственные мощности составили 25 тыс. единиц. Изначально на заводе собирали седаны E-класса, затем приступили к сборке кроссоверов и внедорожников GLC, GLE и GLS. Производили эти автомобили, как заверяли руководители бренда, по полному циклу, а остальные модели импортировали. В 2018 году, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 37 788 легковых автомобилей Mercedes-Benz, в 2019 году — 42 046, в 2020-м — 38 815, в 2021 году — 43 011 автомобилей. У компании около 70 дилеров по всей России.
Почитать ещё: Российские автозаводы иностранных брендов: кто ушёл, а кто пока нет. Полный список
Что говорят дилеры об обслуживании Мерседесов и гарантии
Как рассказали в пресс-службе «Автодома» корреспонденту Журнала Авто.ру, со стороны группы компаний будет предпринято всё необходимое для сохранения сервисного обслуживания автомобилей Mercedes-Benz, проданных и эксплуатируемых на территории России. О дальнейших шагах в компании пообещали рассказать после завершения согласований сделки всеми соответствующими органами. «Нашим основным приоритетом является поддержание лояльности российских клиентов», — заявили в пресс-службе ГК.
Процесс согласования усложняется тем, что сначала новому владельцу производственных мощностей в индустриальном парке «Есипово» нужно будет назвать технологического партнёра. На предприятии планируется наладить сборку автомобилей, но какие именно модели и какого бренда там будут выпускать — пока неизвестно. «Автодом» действительно собирался вывести на рынок новый бренд, и участники рынка считали, что речь идёт о китайском Hongqi, однако представителем этой марки в России стала компания «Авилон». 
Владельцам автомобилей немецкой марки переживать из-за возможного дефицита запчастей не стоит, заверил корреспондента Журнала Авто.ру директор дилерских центров Mercedes-Benz АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. «Ситуация с обслуживанием автомобилей марки Mercedes-Benz будет только улучшаться. Центральный склад запасных частей производителя закрыт уже больше полугода. За это время дилеры научились доставлять запасные части иными каналами, производитель компенсирует затраты на их покупку и установку на гарантийные машины. Таким образом, поддерживалась и будет поддерживаться гарантия на автомобили», — считает Тюктеев.
Представитель дилерского сообщества уверен: после того, как пройдёт период формирования новых логистических цепочек доставки запасных частей, эти каналы будут работать всё более эффективно, сокращая время ожидания клиентов.
«По расходным материалам сегодня мы покрываем большинство запросов собственной складской программой, с доставкой в РФ сложных электронных компонентов, стекол и кузовных деталей ситуация улучшается, рынок этот активно развивается. Передача активов производителя российскому юридическому лицу позволит разморозить процессы, полностью остановленные весной этого года. Какие именно, мы узнаем в ближайшее время», — сказал Тюктеев.
Почитать ещё: Ford продал свою долю в СП с Соллерс и окончательно ушёл из России
Как дилеры смогут поддерживать владельцев
Как обратил внимание представитель Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр, марка Mercedes-Benz сохранила возможность для поддержки автовладельцев. По словам эксперта, ему знакомы примерные схемы, которые позволяют автодилерам поддерживать гарантию и ремонтировать автомобили, при этом получая неафишируемую, но официальную поддержку со стороны бренда.
«Бренд не сказал, что уходит, так что гарантия на автомобили не обнуляется. Нет поставок новых автомобилей, но я знаю, что некоторые компании помогают дилерам, предоставляют и документы, необходимые для провоза запчастей по параллельному импорту — якобы без ведома головных офисов. При этом представительства поставляют запчасти и обеспечивают поддержку гарантийных обязательств для дилерской сети. Думаю, нечто подобное будет применять и Мерседес. Я уверен, что гарантия будет поддерживаться весь установленный договорами срок», — считает эксперт.
Хайцеэр не исключил, что иногда сроки ремонта будут растягиваться из-за долгого ожидания поставок. И тогда дилер будет предлагать другие варианты и при этом сохранять гарантию на автомобиль даже при тех условиях, при которых ранее это было невозможно — например, при ремонте неоригинальными деталями. Только эти вопросы будут решать с каждым клиентом лично.
«За последнее время многие бренды дали автодилерам все права, чтобы самим выполнять гарантийные обязательства, за которые они даже получают компенсацию от представительства. При этом дилеры используют и б/у запчасти, и тестовые автомобили разбирают, берут неоригинальные запчасти и оригиналы, которые находятся какими-то обходными путями. Они могут сказать, что поставят вот такие детали, не всегда фирменные, но при этом сохранить гарантию под свою ответственность. Для владельцев такие условия вполне приемлемы», — считает эксперт.
С этим мнением согласен и член президиума Союза автоэкспертов и оценщиков Андрей Афанасьев. Он заявил, что и до февраля 2022 года оригинальные запчасти на автомобили Mercedes-Benz поставляли по разным каналам и не только с помощью официальных дистрибьюторов.
«Кроме того, большинство ассортимента неоригинальных запчастей также поставляют в Россию. Да, есть небольшая просадка в наличии оригинальных и некоторых неоригинальных позиций. Но это технические вопросы, которые можно будет решить», — сказал Афанасьев.
Почитать ещё: Путин легализовал параллельный импорт: как в Россию будут ввозить запчасти и автомобили
Сколько будут стоить запчасти на Мерседесы
По оценке Хайцеэра, запчасти на автомобили Mercedes-Benz за последнее время подорожали примерно на 30 процентов. Это связано как с необходимостью доплачивать посредникам, так и с ростом цен на транспортировку и со сложностями при конвертации российской валюты.
«К прежним ценам придётся накинуть минимум 30 процентов. Логистика при доставке в Россию сейчас тяжелейшая. В нашу сторону почти ничего не идёт напрямую. Поставок грузов приходится ждать по 1–2 месяца, потому что возврат контейнеров очень медленный и долгий. И это тоже приводит к удорожанию — стоимость одного только контейнера для перевозки поднялась в несколько раз. Минимум 15% возьмут посредники при всех финансовых проводках. Мы можем перевести рубли в Турцию, Казахстан, Киргизию, Армению. За это посредники возьмут за свои услуги, деньги проконвертируют, пойдут дальше. И получается 15% на транспорт и 15% за переводы. Плюс растаможка», — рассказывает эксперт.
При этом он подчеркнул, что повышенные цены действуют уже сейчас. По мнению эксперта, значительно расти ценники на запчасти уже не будут. Одним из факторов для подорожания может стать значительное падение курса рубля. При этом он предположил, что курс доллара при текущих расчётах значительно выше официального от Центробанка, что может защитить поставщиков и покупателей от резких скачков цен.
Что касается доступности популярных или редких деталей, то, по мнению эксперта, достать нужные запчасти в любом случае получится. Однако за некоторые придётся заплатить дороже и ждать их дольше. Это относится к сложным агрегатам и элементам кузова.
Почитать ещё: Гарантии нет, запчасти не поставляют: как обслуживать машины ушедших из России брендов