Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Все живые существа содержат задачу в генетическом коде. Например, у пауков - это плести паутину. Почему у человека нет такой задачи?

Люди чтобы делать что-то, всегда этому учатся. А растения, насекомые, птицы и животные - в них есть какой-то навык, присущий с рождения. Почему человек не может овладеть чем-либо без обучения? И почему человек так зависим от обучения?
МедицинаБиология+3
Ильшат
Биология
  · 3,9 K
Копирайтер для B2B. Пишу яркие продающие тексты на сложные темы.  · 25 янв 2022
Вопрос основан на ложной предпосылке. Никаких задач в генетическом коде не прописано.
Почему паук плетет паутину? Потому что так делали миллионы поколений его предков. Сегодня среднестатистический паук плетет паутину лучше, чем его предок, живший 10 миллионов лет назад. А тот, в свою очередь делает это лучше, чем уже его предок, живший 50 миллионов лет назад. Отматывая время все дальше назад, мы будем видеть все менее "способных" пауков, у которых и паутины-то как таковой еще нет. Есть лишь некоторый липкий секрет, позволявший удерживать добычу короткое время.
И такую деконструкцию можно провести с любым произвольным "навыком". Потому что это не навык, а эволюционная адаптация, формировавшаяся постепенно. Целей и задач у такой эволюционной адаптации нет и не было.
Нет, правда - не было. Не стояло перед древними пауками задачи научиться ловить древних мух лучше. Они это делали, как умеют. Но какие-то умели это делать чуть лучше. То ли паутина у них была более липкая (а значит, больше мух оставалось в паутине), то ли сами они к ней меньше прилипали (а значит, быстрее добегали до мухи и ловчее плели паутину), то ли железы, продуцирующие эту паутину, были более производительны (а значит они могли делать ловчую сеть более протяженной). Так или иначе именно эти более успешные пауки в среднем оставляли больше потомства. А значит, со временем популяция пауков становилась в среднем более эффективной. А потом еще более эффективной. А затем еще. И так миллионы лет.
А другие пауки пошли другим путем. Они вообще отказались от паутины. Ну т.е. как отказались? Опять же это не их личный выбор. Просто из двух вариантов поймать добычу - паутиной или клыками - они сделали ставку на второе. И постепенно, за многие поколения усовершенствовали именно этот способ добычи пищи. Было ли это из "задачей" или "целью"? Нет, конечно. Это просто еще один способ выжить, один из многих. Кто выжил, тот передал свои гены дальше. Кто не выжил - се ля ви.
Что касается генетических "навыков" и "задач" человека. Они есть. Человек - это примат. Человекообразные приматы 10 миллионов лет назад жили в мелколесье и степях. Отсюда целый ряд важных эволюционных адаптаций:
  • Выносливость. Человек может бежать долго. Он даже выносливей чем лошадь. Не всякая лошадь сможет в хорошем однородном темпе пробежать марафонскую дистанцию. А человек может.
  • Скорость. В спринте человек тоже обыгрывает лошадь, как ни странно. Мы умеем быстро двигаться, когда нужно. Не рекордсмены, конечно, но вполне неплохо для лысой обезьяны.
  • Всеядность. У нас довольно универсальная ЖКТ, способная много чего переваривать. В отличие от обезьян, основная диета которых - фрукты. Потому что в мелколесье фруктов мало. Эволюционное преимущество получает тот, кто может и корешками питаться и падалью. Антропологи небезосновательно считают, что всеядность послужила своего рода преадаптацией к развитию мозга. Потому что развивать мозг травоядному нет смысла вовсе, а хищники слишком специализированны, а потому разумность им вряд ли грозит.
  • Противопоставленный большой палец. Мы умеем пользоваться инструментами. Это колоссальное отличие от большинства животных! Да, инструментами также пользуются обезьяны и некоторые птицы. Но человек даст фору 100 очков кому угодно. Это наша специализация и эволюционный "навык", один из важнейших. Продолжай мы жить на деревьях - большой палец у нас был бы другим. Потому что для лазанья по деревьям он такой противопоставленный не нужен.
  • Социальность. У нас большое число эволюционно обусловленных навыков, облегчающих взаимодействие с себе подобными. В первую очередь - обучение. Оно вообще по большому счету есть только у приматов. Но именно у человека обучение позволило в тысячи раз ускорить развитие вида и цивилизации. Ведь теперь нет нужды полагаться на медленную эволюционную адаптацию, требующую миллионы лет. За счет обучения, человек получает навыки намного быстрее. И теперь это уже именно навыки, без кавычек. Кроме того, способность к обучению позволяла обучаться таким хитрым штукам, которые эволюционно в принципе не смогли бы развиться за вменяемое время. Например, письменность. Иронично, что одной из таких хитрых штук также является религия. В рамках которой теперь, увы, частенько звучат мысли о невозможности эволюции. Хотя как раз у религии эволюционные предпосылки есть.
В свете всего вышесказанного, исходный посыл о зависимости человека от обучения оказывается не просто неверным, а диаметрально противоположным по смыслу тому, что реально происходило! Именно обучение позволило нашему виду стать настолько успешным. Именно благодаря обучению (в конечном счете) Вы смогли задать этот вопрос в интернете и получить на него ответы.
2 эксперта согласны
Очень подробно и интересно сформулировано
Нейрорбиолог и ведущий подкаста "Британские учёные выяснили" и автор проекта OneScience  · 25 янв 2022  ·
onesience
Прочитав ответы ниже, могу сказать так - обьяснение предельно простое. > Следите внимательно за ходом мыслей. Ваш пример с пауком очень иллюстративный, но в нем есть один промах - человек тоже умеет делать что-то "не учась": младенцы же не учатся грудному вскармливанию. В данных примерах (паук и младенец) общее одно - это инстинктивное поведение: и младенец и паук... Читать далее
Больше полезного в моём интересном Telegram-канале с кучей информации🦠Перейти на t.me/onesience
1 эксперт согласен
Навык рисования может спасти. Например, увидел тигра и убежал. И человек сам не знает, что это за животное. Он это... Читать дальше
https://zen.yandex.ru/id/5cbf79061d497b00af3f8e40 https://vk.com/id28912895 Интересы:...  · 25 янв 2022
На мой взгляд - хоть я и не могу назвать себя специалистом - дело вот в чём. Животные "заключены в инстинкт" по причине исключительно ма́лой продолжительности жизни своей. Как сказал бы обыватель (а я - именно обыватель) - "Чтобы время зря не тратить". Если бы животному приходилось учиться навыкам - уходило бы ценнейшее время. Поэтому у животных параметры УМЕНИЙ -... Читать далее
Спасибо за ответ! Но есть животные которые живут дольше чем человек. А есть и совсем почти бессмертные - медузы... Читать дальше
Лучший
Работающий пенсионер,строитель,юрист по образованиям, охранник по службе.Интересуюсь...  · 25 янв 2022
Мы обладаем гораздо большим Разумом,что позволило человечеству жить и творить, постоянно совершенствоваться.Генкод ставит определенные рамки,от и до,я исключаю мутации и различные опыты и эксперименты.В соответствии с ограниченностью генкода это было бы тупиком для человека для дальнейшего развития.
Разумом? Люди , как бы, даже не создают ничего не нового. Люди лишь совершенствуют то, что у них было. И , только... Читать дальше