Если просто, то маржа - это прибыль. Разность между ценой продажи (выручкой) и себестоимостью.
Маржа измеряется в рублях и в процентах.
Маржа в рублях. Тут всё просто. Маржа равна наценке и считается как цена продажи минус себестоимость. Упрощенный пример. Купили (или произвели) за 100 рублей. Продали за 200 рублей. Маржа = 200р.-100р.=100р.
Маржа в процентах. Здесь маржа отличается от наценки. Маржа - это разность между ценой продажи и себестоимостью, деленная на ЦЕНУ ПРОДАЖИ и умноженная на 100%. А наценка, это разность между ценой продажи и себестоимостью, деленная на СЕБЕСТОИМОСТЬ, умноженная на 100%.
В нашем примере маржа составит = (200р.-100р.)/200р.*100%=50%.
А наценка в этом случае будет = (200р.-100р.)/100р.*100%=100%.
Именно поэтому наценка может превышать 100%, а вот маржа нет! Когда встречаете фразу "у них маржинальность выше 100% (200%, 300% и т.д.), то надо понимать, что это безграмотно. Чисто математически такого быть не может. Проиллюстрируем на нашем примере. Даже если себестоимость будет равна 0 рублей (что уже не реально в принципе, но скажем вам что-либо подарили, а вы продали это что-то за 200 рублей, хотя такая ситуация - это не о бизнесе), то и в этом случае маржа будет потолочной, в размере 100%.
Чтобы по марже определить успешность бизнеса, то можно как вариант:
- просто по ощущениям оценить маржинальность в рублях и в процентах. Есть ли она вообще? Глупый на первый взгляд вариант, по факту не такой уж и глупый. Из своей практики консультанта, постоянно сталкиваюсь с бизнесами, которые маржу (прибыль) не считают в принципе. То есть полностью отсутствует понимание, бизнес вообще зарабатывает что-либо или нет;
- проанализировать динамику маржи в рублях и процентах за прошлые периоды. Какая маржа сейчас, а какая была в прошлом месяце, в прошлом году и так далее. Эта динамика положительная?;
- сравнить фактическую маржу в рублях за период с запланированной;
- сравнить маржинальность в процентах со среднеотраслевым показателем;
- сравнить маржинальность в процентах с предприятиями конкурентами из своей отрасли.
Если был полезен, голосуйте лайком!