Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое промышленный туризм?

Интересует именно туризм, а не единичные экскурсии на производство.
ГеографияТуризм+2
Александра Осипова
Чемодан
  · 8,6 K
С удовольствием изучаю древности - крепости, замки и городища с мужем и собаками. Пишу...  · 10 янв 2022  · travel.dogrurik.ru
Не скажу, что стопроцентно правильно понимаю термин, но мне кажется, что это разработка и организация специальных тематических туров. Мы в свое время начали работать над двумя темами (они скорее индустриальные, конечно - не суть), как их совместить в рамках тура, серии туров, пока говорить все равно рано. Уж очень в специфичных местах объекты находятся.
1. История плана ГОЭЛРО
2. Мариинская водная система.
По ГОЭЛРО безумно интересны две электростанции.
Первенец ГОЭЛРО - Волховская ГЭС
Одна из старейших действующих ГЭС России (пущена в эксплуатацию 19 декабря 1926 года). Станция настолько уникальна, что имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. На нее водят экскурсии. В Угличе есть Музей гидроэнергетики, так там отдельная экспозиция про нашу Волховскую ГЭС.
ГЭС расположена на реке Волхов в Ленинградской области, в городе Волхове.
Здание ГЭС расположено под углом к руслу реки и прикрыто специальной ледозащитной стенкой, что само по себе интересно. Генрих Осипович Графтио подготовил свой первый проект строительства в этих местах гидростанции ещё в 1902 году, несколько раз изменял, перед самой Первой мировой отправил на согласование правительству. Правительственной комиссии проект понравился, но мощное лобби владельцев тепловых станций, нефтяных и угольных компаний, которые поставляли на них сырье, сильно тормозили реализацию. Нехватка энергетических мощностей заставила уже новую советскую власть вернуться к этому проекту. В конце декабря 1917 Ленин поручает Графтио возобновить работы над проектом строительства станции, а уже 18 марта 1918 года Ленин на заседании Электротехнического отдела и Комитета хозяйственной политики ВСНХ записал для себя: «Волхов строить».
5 декабря 1926 года Волховская ГЭС дала первый ток, а 19 декабря состоялось ее торжественное открытие. Графтио, кстати, после окончания строительства Волховской ГЭС спроектировал и руководил строительством ещё и Нижнесвирской ГЭС.
В октябре 1941 года, при подходе немецких войск, было принято решение перевезти основное оборудование на Урал и Среднюю Азию, осиротевшую станцию заминировали и в любой момент были готовы взорвать. Но блокада Ленинграда в корне изменила планы. Решение-то о восстановлении станции приняли, да вот только высоковольтные линии, по которым шёл ток, находились на захваченной территории. Так появился беспрецедентный «Кабель жизни» по дну Ладожского озера. Его еще называли «кабель с денежкой». Дело в том, что необходимого количества изоляционных материалов не было, использовали бумагу, на которой до войны печатали дензнаки.
А прокладывала кабель… Это отдельная героическая история нашего города! Нина Васильевна Соколова - инженер-полковник Военно-морских сил СССР, первая и единственная женщина водолаз. Бойцы отряда Соколовой (27-й отряд ЭПРОН) в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания и так далее. Личный счет под водой Нины Васильевны - 644 часа, то есть почти 27 суток. Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. В 34 года (!) стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе. Единственная женщина-водолаз ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни в окружении и заботе родных и близких.
Тут есть несколько архивных фото и подробности, но индустриальные пейзажи в окрестности Старой Ладоги - тоже история. Не викингами едиными!
Последняя из плана ГОЭЛРО - Подпорожская (Верхнесвирская) ГЭС
Верхнесвирская ГЭС одновременно и самая крупная, самая известная достопримечательность городка Подпорожье (райцентр Ленобласти), и градообразующие предприятие. Её строительство началось в 1938 году, а закончилось в 1952 году.
Собственно Подпорожье и выросло-то из рабочего посёлка строителей ГЭС. И да, строительство ГЭС велось силами заключенных. Такая неоднозначная у нас история. К 1941 году был отрыт котлован под здание ГЭС, начались бетонные работы. А в июле 1941-го те же строители ГЭС под руководством Рапопорта уже возводили оборонительный рубеж по линии Малая Вишера, Крестцы, озеро Селигер, Осташков. Сама территория ГЭС во время Великой Отечественной была оккупирована, котлован затопили. Через три года после войны строительство возобновилось. Первый агрегат заработал в 1951-м, а в 1952-м станция была запущена в промышленную эксплуатацию.
Но надо помнить, что проекты гидроэнергетического освоения Свири возникли ещё в дореволюционные годы. В 1916 инженер В. Д. Никольский рассчитал «запасы водной силы реки Свирь», задумал сооружения здесь двух электростанций и регулирующей плотины.
Архитектура станции и служебных зданий вокруг – удивительная помесь сталинского ампира и конструктивизма тридцатых годов прошлого века. Стоит принести извинения за качество фото, приходилось снимать из окна биглемобиля, но любопытство они удовлетворят. На здании ГЭС эдакий привет от СССР, сохраненный нынешними владельцами. Барельефы и герб со знаменами.
Рядом с гидроузлом, очевидно, когда-то располагался чудный парк. Мы нашли заброшенную, но очень живописную лестницу, увы, с приветом от девяностых и нулевых. Лестница настолько угажена, что, порой, ступить некуда. Она – эдакий мусорный контейнер. Но воображение устойчиво рисует на этом месте картины с прогуливающимися по тенистым аллеям физкультурниками, малые архитектурные формы а-ля девушка с веслом. Тут вполне мог бы быть свой крошечный подпорожский ВДНХ.
Подробнее ТУТ.
Из этой темы начали исследовать и малые ГЭС. Например, заброшенная финская ГЭС на реке Волчьей.
Она, кстати, стоит на модной эко-тропе в 11 км.
И прямо за ней находится база отдыха, так что в этом случае - есть, где разместить группы.
Рыбинская ГЭС — сооружение, выдерживающее напор Рыбинского водохранилища, одного из самых больших искусственных водоемов мира (восьмое по площади в мире). К сожалению, у нас ни одного фото этого объекта, снимать на нем запрещено, видео есть в этой статье, скролить вниз.
Мариинская водная система
Тут я уже начала собирать все объекты в одном месте. Вместе с любопытными фактами. По ссылке ниже и фото, и архивные фото, и наше видео (даже не одно):
Староладожский и Новоладожский каналы, Белозерский обводный, Онежский и даже величественный Волго-Балт — звенья одной цепи, Мариинской водной системы. Есть такая судоходная водная система в России, построенная в XVIII-XX веках и действовавшая аж до начала 1960-х. Она связала Волгу с Балтийским морем. Постоянно модернизировалась и дала миру много интересных, порой, спорных и даже шокирующих инженерных решений. За несколько лет нам удалось объехать ее всю. Почти. Нет-нет, специально никаких экспедиций по водным путям мы не составляли, не организовывали и не планировали, — само выходило. Когда в семье минимум один технарь, мимо таких сооружений не пройти и не проехать.
Шлюзы Ладожского канала:
Памятник путейцам-речникам в Шлиссельбурге. Установлен на месте встречи вод Новоладожского канала и Невы . Справа от памятника – воды Новоладожского канала.
К Сясьским каналам выбрались холодным маем 2021-го года. Панорамы Новой Ладоги из Немятово и Новосясьский канал:
На самом сером кадре (выше), как ни странно, лучше всего всё видно: ближайшая вода — Новосясьский канал, за ней — Волхов. Между Волховом и каналом — Белый маяк. За Волховом: башня в центре — то разрушенная церковь Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского, а справа — собор рождества Пресвятой Богородицы. Это уже город Новая Ладога.
Ниже на фото Алексей на набережной Белозерского обводного канала во время путешествия 2014 года радуется какой-то старинной штуковине, которая, судя по всему, до сих пор исправно работает. Белозерский обводной канал построен в рамках Мариинской водной системы для обхода Белого озера. Как и Ладожское, Белое озеро грешит штормами, для речных судов это серьезное препятствие. Чтобы избегать волнений, в первой половине XIX века и был сооружен канал (окончания постройки — 1846 год). Он был построен всего за три года, как это водится в России, силами заключённых. Канал проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерск. Перемычка, отделяющая канал от озера, местами размыта. Сейчас канал судоходен для местных судов очень малых размеров и широко используется любителями байдарок.
Шлюз Беломорканала в районе Вытегры:
До памятник строителям Мариинской водной системы ножками и по суше мы дошли в дождь. Сохранилось фото Прокудина-Горского. У него он называется Монумент в память открытия Онежского канала. 1909. Честно говоря, довольно неудачная фотография — и по композиции, и по исполнению. Но что делать, другой нет. Да и кто мы такие, чтобы критиковать гуру! Обелиск сохранился до нашего времени. Но… нет старой медной (?) доски (от нее остались только следы от гвоздей). Сейчас на стеле другая табличка и возможно с другим текстом. Исчезли барельефы с атрибутами Российской империи и, кроме того, выкрашен он не в шоколадно-коричневый (как на фотографии Прокудина-Горского), а в голубой цвет. Такое впечатление, что гранит просто взяли и покрасили.
Впрочем, знающие люди говорят, что на наших фото памятник тот, да не тот. Это брат-близнец обелиска из местечка Черные Пески (Вытегорский район), установленный там в память окончания строительства первой очереди строительства Онежского обводного канала (1818 - 1820 годы), но в конце 1950-х или уже в 1960-е перевезенный в Вознесенье и установленный вместо утраченного в годы Великой Отечественной местного памятника.
Вот такая история пока получается, надеюсь, когда-нибудь найду время реализовать как тур для таких же как мы, по-хорошему, "больных на голову" и историей родных краев людей.
До встречи на маршрутах! Ваши путешественники с собаками.Перейти на travel.dogrurik.ru
1 эксперт согласен
История Нины Васильевны Соколовой невероятная. Столько силы и мужества!
Едем-в-Гости.ру - российский сервис онлайн-бронирования гостиниц, квартир, жилья. Удобная...  · 28 янв 2022
Промышленный туризм – это путешествия, во время которых можно познакомиться с какой-либо отраслью производства или историей бренда. Мировой промышленный туризм начался в далеком 1866 году, когда первые туристы посетили алкогольный завод «Jack Daniel`s». В 1930-х годах для посещения открыли автомобильные заводы «Peugeot», а в 1940-е – страсбургский пивоваренный завод «Kro... Читать далее