Сказ-притча "О двух великих грешниках" помещён в главе «Пир на весь мир».
В селе Вахлачина идет пир. Крестьяне: странники с мужиками, которым они помогали косить сено - отдыхают. Среди пирующих сидят и два семинариста, Саввушка и Гриша Добросклоновы, добрые простые парни.
Во время пира поют песни, делятся печалями, рассказывают страшные и удивительные истории.
Глава символична: проснулась, заговорила Русь. Это праздничный пир духовного пробуждения, на котором звучат новые песни.
Божий странник Иона рассказывает историю «о двух великих грешниках». Разбойник Кудеяр - один из них. О нём в черновиках Некрасова есть такие строки: "Было то время далёкое, жил человек удалой, долго он маялся с пашнею да ударился в разбой",- они не вошли в окончательную редакцию. Может потому что не совсем ритмичные, а может Некрасов посчитал, что современникам и так понятны причины, по которым становились разбойниками. Долго бесчинствовал на Руси Кудеяр, но однажды Господь пробудил в нем совесть и предсказал: как только рухнет вековой дуб, спиленный тем ножом, что убивал невинных людей, простятся ему его грехи. Но дуб рухнул тогда, когда Кудеяр убил жестокого пана Глуховского, признавшегося Кудеяру, что с лёгкостью убивает, мучает своих крепостных, а спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Рухнувший дуб означал, что разбойничьи грехи Кудеяру прощены.
Такой финал притчи символичен: прощение получает тот, кто готов освобождать народ от помещичьего произвола.
Все образы этой притчи-сказа символичны.
Символичен образ Глуховского, воплощающего в себе самые страшные пороки и преступления владельцев крепостных душ.
Кудеяр - символ русского народа. Он отягощен грехами векового рабства, но ищет пути своего спасения.
Символичен и образ векового дуба, олицетворяющего вековые традиции государственного устройства Руси.
Месть Кудеяра - тоже символ, который утверждает, что спасение нужно искать не на пути христианского смирения и подвижничества, а активной борьбой с социальным злом.