Поэма "Мертвые души" - венец сатирического дарования Гоголя и в то же время итог его многолетних наблюдений и размышлений о России. Писатель взял на себя огромную и сложнейшую художественную задачу и не вынес ее тяжести, не закончил своего труда. Но и то, что ему удалось создать, составляет внушительную по своим масштабам панораму русской жизни.
Величие дарования Гоголя - в умении совместить в изображенных им характерах временное и вечное. Его художественная интуиция была гораздо глубже, чем его консервативно-религиозные убеждения - он искренне верил, что Россию могут спасти добродетельные помещики и чиновники, пытался изобразить преображение своих героев во втором томе, но сам почувствовал фальшь своего замысла. На самом деле, изображенная им яркая портретная галерея помещиков - это смертный приговор крепостнической системе, именно праздность, паразитическое существование за счет владения крепостными душами, приводят их к деградации и душевному уродству. Гоголь очень проницательно увидел идущий на смену крепостничеству капитализм в образе Чичикова, но в то же время предостерег от того, чтобы возлагать на этот новый тип предприимчивого капиталистического хищника большие надежды - жажда наживы любой ценой не менее уродлива, чем обладание крепостными душами.
В то же время, характеры Гоголя актуальны во все времена, до сих пор мы сравниваем окружающих людей с героями "Мертвых душ" - бесполезные фантазии, неосуществимые проекты называем маниловщиной, а людей, превращающих свой дом в склад ненужных вещей, сравниваем с Плюшкиным.
Гоголь создал вдохновенный и незабываемый образ России - "птицы-тройки". Она мчится вперед, и ее движения не остановить, значит, все темное и уродливое когда-нибудь останется в прошлом.