Воланд - это обратная, непроницаемая сторона Луны, это Инь для Яна, он олицетворяет дамоклов меч мироздания, его карающее, стихийное, воинственное, жестокое начало. В физике (допустим) это сопоставимо с темной материей, с процессами коллапса, с природными стихиями и т.д. В теологии Булгаков, как и большинство философов, посредством неоднозначного Воландова образа находит разрешение проблемы теодицеи. Теодицея - это проблема наличия зла в мире, сотворенном всеблагом Богом. Зачем зло в Божием мире, почему совершенный Бог, который есть Любовь и Добро, допускает страдания и смерть невинных, войны, болезни, чудовищные извращения? Отвечая Левию Матвею, Воланд объясняет своё назначение:
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Для примера, ценность рождения жизни наиболее остро чувствуется при осознании смерти. Добро остро понимается в момент преодоление зла (победа над врагом, нейтрализация и осуждение преступника) и его сокрушении. Посредством злокозненной софистики Воланда писатель поднимает человеческие мотивы зла ("квартирный вопрос", тщеславие, высокомерие, глупость, заблуждения, зависть и т.д.) . Но, как и в догматике, в "Мастере и Маргарите" суд вершится Богом. А Воланд - его невольный служитель, "темная крепость", где заключены все свободные причины зла в человеческой природе. Он тюремщик и палач. Демон демонов, ответственный за наказания и суровые решения Судя Божия, за то царство стона, которое Богом отвергнуто, но существует, ибо каждый миг рождается свободной человеческой волей, дрейфующей к злу более, чем к добру.