Чтобы понять тягу к "новому" изобразительному выражению мысли, к поиску нового языка (прежний художественный язык был придуман Джотто - картина как театр (П.Д.Волкова)), нам надо вспомнить, что европейское общество пережило к тому времени Фрейда, Фрома и Ницше, которые выбили христианскую мораль из под ног, пережили кровопролитнейшую по тем временам первую мировую войну с огнестрельным оружием, увидели мир с высоты птицы и с новых скоростей авто и поездов, пережили открытие радиации и атома, геометрию Лобачевского... и поняли что мир многогранен и есть в нем скрытые от глаза энергии (не мистические, а вполне научно обоснованные). Вообще такие социально-экономические изменения сильно повлияли на умы европейцев, и нашли выражение в разных течениях конца XIX - начала XX века. Конкретно говоря об абстракционистах (а Василий Кандинский первый в мире человек нарисовавший абстракцию, открывший ее), можно с уверенностью сказать, что по их же собственным лозунгам, эксперименты с беспредметным искусством - это попытка передачи чистого эмоционального порыва, как минимум. Как максимум предполагалось, что они ищут закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями и формами действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур. [Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 1. С. 42-43. 768 с. С. 42-43]. Они пытались почувствовать и выразить скрытые энергии, может еще научно не открытые, но двигающие нашим миром.