Музыка и литература. Например, эпоха барокко.
Главным предметом музыки барокко является общение. Музыкальное произведение есть модель такого общения. В обществе 17 века общение между людьми регулировалось правилами риторики и потому музыка барокко, отражающая этот слой жизни, крайне риторична. Не случайно до сих пор клавиши управления органом (самым популярным инструментом барокко) называют не клавиатурой, а кафедрой.
“Музыка есть речь” - основная идея барокко. Недаром, трио К. Ф. Э. Баха называется “Разговор сангвиника с меланхоликом”, сочинение некоего Г. Гийме - “Шесть сонат-квартетов, или Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью”. Самым распространенным названием мелодии было - “музыкальная мысль”.
А поскольку ориентиром для музыки барокко служила не всякая речь, а ораторская (риторика), то основной целью было не выражение чувств и не самовыражение, но возбуждение вполне определенных чувств в слушателях. Именно из риторики пришло в музыку учение о строении музыкальной речи - учение о периоде. Музыкальная речь (как и ораторская) должна приподниматься над обыденностью. Потому музыканты предпочитали говорить не “чувство”, а “страсть” или “аффект”.
В соответствии с пониманием музыки как речи, вырабатываются символические музыкально-риторические фигуры: тирата - восхождение и нисхождение (полет камня Давида), катабасис - нисхождение (падение Голиафа, смерть), фуга - бег (бегство и преследование филистимлян), анабасис - восхождение (Воскресение). Большое значение придавали имитации дыхания речи. Были выработаны специальные фигуры: aspiration - вдох, suspension - задержка, использовавшиеся через короткие паузы. Вообще искусство паузы достигает в барокко своей вершины. Так выделяли паузу-ожидание, паузу-остановку, паузу для разделения мыслей, паузу-сомнение, паузу-удивление, паузу-онемение и череду пауз - взволнованную речь.
Это восприятие музыки как речи перешло и в классицизм. Например, многие сонаты Й. Гайдна иначе как разговором или высказыванием не назовёшь.
Музыка и живопись. Здесь лучше подойдёт романтизм. Именно в это время массово появляется так называемая «программная музыка», которая часто базируется на зрительных образах. Более того, композиторы пытаются повторить в музыке живописные жанры. Музыкальный портрет: «Шопен», «Паганини», «Киарина», «Эстрелла», «Флорестан» в «Карнавале Р. Шумана. Музыкальный пейзаж: «Часовня Вильгельма Телля», «На Валленштадском озере», «У родника», «У кипарисов виллы д'Эсте» в «Годах странствий» Ф. Листа. Жанровые сцены: «Лимож. Рынок. Большая новость», «Самуэль Гольденберг и Шмуйле» (в советских изданиях «Два еврея: богатый и бедный»), «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры» в «Картинках с выставки» М. П. Мусоргского.
А в музыке импрессионизма и вовсе применяются почти живописные приёмы: чистые тембры, постоянное движение и изменение, отказ от больших тем в пользу коротких мотивов. Всё это создаёт почти зрительное впечатление.
Наконец, можно вспомнить "Метель" (музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина) Г. В. Свиридова. Немногие художники создавали столь точные и яркие зрительные образы к этой небольшой повести.