Давно не смотрю новые фильмы. Это не высокомерие — скорее, инфогигиена. Только если кто-то из друзей очень попросит посмотреть, желая услышать мое мнение, уверяя, что фильм хороший, могу себя заставить. Но часты разочарования. Если не ошибаюсь, последним таким разочарованием был "Т-34". Друзья высказались — да, это такая сказка, а не реализм, но очень сильно снято. Стал смотреть. Сначала подряд, потом — прокручивая, кусками, просто чтоб узнать чем все закончится. Только потому что нужно было отчитаться об увиденном. Сюжет — лубок тире фэнтези. Танкист Иван Царевич бьется с Кощеем (тоже танкистом). Попадает в полон. Там встречает Настеньку (Василису, Марью Моревну и пр.) которую супостат тоже угнал в полон и заставляет прислуживать, переводя его басурманскую речь. Иван Царевич вместе с тремя богатырями в танке бежит из полона, перехитрив хитрого супостата, тот за ними гонится и в честном бою они его побеждают. Краса девица выходит за Ивана замуж.
Еще посмотрев в свое время "Брестскую крепость", я отметил, что от просмотра двойственное ощущение. Создатели ленты стремились воспроизвести на экране жесткий реалистичный подход, свойственный лучшим советским фильмам о войне — при этом одев его в зрелищный голливудский изобразительный ряд. Некий элемент "игрательства" в этом ощущался, но в целом увиденное не вызывало недоумения.
Но это искреннее и увлеченное использование темы войны как материала для откровенной киносказки огорошило. "А в чем проблема, почему нельзя?" — я понял, что уже и не смогу внятно объяснить, почему. Разрыв культурного кода, пожалуй так. Уже можно. Даже если я попробую объяснить, что для меня война — это реальность, где маму с бабушкой когда они убегали с Украины в 41-м, зная, что их ждет как евреев, чуть не убили местные жители, думавшие, что те несут с собой деньги и драгоценности. Где один мой дед вешал бандеровцев на освобожденных территориях, а другой дед не вернулся к бабушке не потому что был убит или пропал, а потому что в госпитале его окрутила медсестра и увезла к себе. Что это реальность, где бабушка в эвакуации зимой ходила на завод в тапочках, потому что не было другой обуви. И т.д. Что все это стыкуется с реализмом прежних лент о войне, пусть и в жестких рамках советской идеологии — но не стыкуется со сказкой, в которой кроме зрелищности, по большому счету ничего нет.
Меня не поймут. Или скажут - какой крутой материал! Его можно раскрутить на сериал. Только нужно все доработать. Мы сможем.
И я знаю - смогут.