Во-первых, как говорил Марк Твен: «Truth is stranger than fiction». Реальность богаче воображения. Почему? Потому что фикшн подчиняется возможностям, а в реальности они не исчерпаемы — границ никаких нет. Есть история — есть фильм.
Во-вторых, док гораздо дешевле выпускать, чем фикшн. С 2018 года инвестиционные компании и стриминги обратили на него пристальное внимание. Документальное кино дешевле в производстве — разница между затратами и доходами большая именно в сторону увеличения доходов. Это высокоприбыльная история. Также из-за того, что док снимать проще, большое количество продакшенов, микростудий и независимых режиссеров могут сократить траты на технику. Есть, например, режиссеры, которые снимают просто на свой смартфон. Например, последний проект
Nonfiction.film и START «Мамы» был снят на айфон.
В-третьих, док — это не стандартный телевизионный 52-минутный фильм, которым он казался всем раньше. Все привыкли, что это голос из телевизора. Однако, как выяснилось, документальными могут быть и сериалы (и в конце серий там также могут быть клиффхэнгеры!), и длинные документальные блокбастеры, и, соединяющий в себе художественную и документальную форму — докуфикшн.
Интерес аудитории к доку всегда был, просто сегодня он стал явным. Продюсеры поняли, что здесь можно делать деньги. Мы начали получать большее количество документальных проектов в год, и эта тенденция начала прослеживаться от сезона к сезону все чаще.