Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем отличается романс от песни? Каковы свойства романса?

МузыкаСравнение+3
  · 2,5 K
Мой канал целиком и полностью будет посвящен теме авторской песни. Портретные статьи,...  · 8 июн 2022
Ну, вообще-то, романс - не чисто музыкальное явление, да и музыкальное-то тоже имеет свою градацию. Есть же, например, понятное явление - городской романс 19-го века с четко описанными признаками. И прежде, чем сказать о музыкальной составляющей, проще специфику этого жанра описать на основе его литературных особенностей, тем более, что в музыке они тоже проявляются.
У поэтов романс считается милым, но как бы несколько наивным жанром. Причины тут в том, что образная система романса - это всегда "в общем". Здесь почти бесполезно искать какие-то поэтические открытия или гениальные озарения. Здесь часто используются стандарты и стереотипы.  Здесь почти всегда присутствует сентиментальность. Иногда это качество намеренно утрируется так, что для почитателей высокой поэзии это выглядит почти пародией. И в этом жанре практически всегда можно найти отсылки к чужому авторству. Не напрямую, конечно, хотя и цитирование в этом жанре распространено, но по духу-то или системе образов точно.
И в этом - парадоксальность романса. С одной стороны, это - как бы очень личностное творчество, с другой - именно как бы. Это переживания не конкретного человека, а обобщенного персонажа. Поэтому романс понятен любому, но реакция на него может быть разной от умиления, до смеха.
Все это же самое присутствует и в музыке. Конечно, камерный романс того же 19-го века, это - не романс в чистом виде.  Тут великие композиторы пытались развить это направление до высокого искусства, но академическая среда для романса не родная. Сам же он органично развивался больше как творчество народное. И в стихе, и в музыке. Поэтому гитара, а вовсе не рояль - основной инструмент настоящего романсьеро. И вычурные гармонии или сложные мелодии здесь не прижились. Да и не могли, иначе главный жанровый признак романса - обобщенность эмоции просто исчезает, а без этого исчезает и желание подхватить, спеть самому или пустить скупую мужскую (как вариант обильную женскую) в компании таких же почитателей этого жанра.
И последнее. Отличие от  песни - это меня зацепило. Ну, нети же такого жанра - песня.  Любая песня тоже, в свою очередь, может быть к чему-то отнесена. Так что такое протипоставление не корректно. Хотя, конечно, понятно, о чем именно спросил автор. Но тут уже нужно самому смотреть, с чем имеешь дело. Как только в романсе при всех  его родных качествах появляется сюжет, он превращается в балладу, например. А вот в блюз, скажем, романс ни при каких условиях не может превратиться, хотя вроде тоже обобщенность присутствует и схематичность. Просто блюз предполагает как раз утрирование именно личных переживаний. Только моих и больше ничьих. И это всячески подчеркивается - сочувствовать можно,  примерять на себя лирического героя нельзя - автор против. Как-то так.