Боль-шин-ству. Поговорим о большинстве.
Какой процент людей приходит домой с работы и в качестве отдыха два часа смотрит сканы иллюминированных манускриптов? Сколько человек из ста могут отличить Старшего Кранаха от Младшего, тем более от работы учеников, или топорной подделки 1590-х? Сколько людей проводит в залах Китая, Индии или Мезоамерики столько же времени, что и у Айвазовского? Я даже не говорю об африканском искусстве, которому
не уделяется достаточно внимания даже в специальной литературе — но ограничиваясь всемирно признанными тысячелетними традициями, вы лично, дорогой читатель, сможете поставить рядом два случайных анонимных китайских пейзажа, и определить, какой из них написан по канону, а какой нет?
Наконец, у кого вообще есть дома хотя бы даже полный альбом кого-либо из наших всех русской живописи — Репина или Сурикова или Левитана — и кто может сказать, что подробно знает не две-три их самых известных работы, а всё их собрание целиком?
Ответ в том, что большинство не знает живописи вообще. Ни старой, ни новой. Ни истории, ни стилей, ни биографий, ничего. Люди знают некоторое количество работ на глаз, и только потому что некогда отдельные коллекционеры решили сделать свои собрания открытыми для посещений.
Причина, по которой большинство не знает живописи — в том, что большинство не смотрит её для удовольствия, не проводит с ней время.
Искусство — любое искусство — нравится меньшинству.
И причина, по которой люди тем не менее довольно часто спорят об искусстве или лайкают каким-то образом оказавшегося в ленте да Винчи — только потому что для многих искусство служит маркером принадлежности к условно-высокой культуре, которая никогда для них не делалась, и на которую им по-хорошему наплевать.
Это тот же синдром верующего, не читавшего Библию. Только без жизни вечной.
И нет, в самом факте незнания нет ничего плохого. Незнание нормально. Ненормально сопутствующее ему лицемерие, попытка втиснуться в определённый сегмент культуры с единственной целью выдать себя кем-то ещё, манипулировать этим в глазах других. Притворяться читающим. Вместо того чтобы просто жить: ценить искусство, или не ценить искусство и просто о нём не думать.
Так что вот. С точки зрения большинства — все художники переоценены. Кранах заслужил свой зал не больше, чем Репин, или Малевич, или Ся Гуй, или анонимный ацтекский скульптор.