Характер у Блока, судя по большинству мемуаров, был непростым, самоуглубленность оборачивалась пренебрежением к внешнему миру, сверхчувствительность — пристрастной оценкой людей, преданность своему делу — неприязнью к молодым авторам, которых он мог даже назвать "литературной сволочью" и писать в дневнике, что к ним надо выходить в броне, иначе они спрофанируют всё, что ты делаешь. Сколь несчастен был его брак, известно всем. Но у него было одно достоинство, которое перекрывает все недостатки: он никогда не выносил конфликты наружу, не скандалил, не требовал себе каких-либо преимуществ в сравнении с другими.
Вклад Блок внёс однозначно большой: его техника сложного соединения интимности и персонажности, как бы внутренний театр, определила очень многое в русской культуре ХХ века. Без него не было бы ни Есенина, ни театра Мейерхольда, ни кинематографа Тарковского, ни оттепельных "физиков и лириков", ни надрыва поэзии и прозы русской эмиграции, ни очень многих явлений, без которых русская культура непредставима.
Менделеев, действительно, был не просто профессором химии, но крупным экономистом, государственным и промышленным экспертом, и в этом смысле относился к элите страны. Но дочери тогдашней элиты не рассматривались как ресурс влияния, поэтому могли выходить замуж за малозначительных (по меркам элиты), но умных и харизматичных людей, за поэтов или преподавателей (как дочь Гучкова вышла замуж за Шпета, а к дочери фабриканта Высоцкого неудачно сватался Пастернак). Так что в Менделееве здесь дело далеко не в первую и не во вторую очередь.