Если имеются в виду русские цари, то их обычно не выбирали, т.к. они всходили на престол ввиду наследственной принадлежности к определенной династии - сначала Рюриковичей, потом Романовых. Исключения относятся к эпохе Смуты: в 1598 Земским собором царем был "избран" Борис Годунов, а в 1605 году благодаря "выкрику" толпы сторонников на престол взошел Василий Шуйский. Также примечателен Земский собор 1613 г., где был избран Михаил Романов. На нем были представлены все сословия (в т.ч. жители "посадов"и черносошные крестьяне), потому как выход из Смуты был найден именно в национальном единстве, олицетворяемом фигурой православного монарха, выбранного "всей землей". Пожалуй, это единственный случай именно выборов царя.
В дальнейшем наследственный принцип не нарушался. Само население воспринимало фигуру царя как отмеченную Божественной благодатью, поэтому они не видели за собой морального права кого-то выбирать. Однако цари первой половины XVII века в процессе принятия решений все равно считались с мнением и бояр из Думы, и дворян, и посадских в составе Земских соборов. Хрестоматийные примеры - решение о войне с Польшей за Смоленск, о вхождении Левобережной Украины в состав России, принятие нового свода законов (Уложения 1649 г.).