Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему элита древнего Рима постоянно боролась за трон, ввергая страну в кризисы и смуту? Разве они не понимали, что так они вредят стране?

ИсторияИстория древнего мираДревний рим
Артем Сорокин
  · 18,6 K
Историк, религиовед, экскурсовод, педагог, поэт.  · 11 февр 2021

Если вы сравните историю Рима и историю Греции, то обнаружите важное отличие между этими двумя ипостасями античной цивилизации. История греков (в полисный, домакедонский период) представляет собой процесс развития общественных институтов, правил и процедур. И в демократических Афинах, и в олигархической Спарте многие поколения граждан выстраивали такие модели государственного и социального устройства, которые были бы независимы от конкретных личностей, но служили бы благу сами по себе, как отлаженные, чёткие механизмы. Да, нам известны героические имена царя Леонида, полководцев Мильтиада, Фемистокла и других, но также известно, что греки смогли довести до конца и выиграть войну с персами в условиях, когда эти герои уже были мертвы. Мы знаем про "век Перикла" в Афинах. Но также знаем о том, что и после смерти Перикла Афины продолжали процветать в военном, экономическом и особенно культурном отношении. Иначе говоря, и афиняне, и спартанцы построили такое государство и установили такие порядки, при которых даже кухарка привела бы их к победе над персами и выстроила бы на Акрополе Парфенон.

В Риме же приблизительно со времён Второй Пунической войны стал процветать культ выдающихся личностей, вокруг них строилась и политика, и культура. Гражданские же институты планомерно, размеренно загнивали. Мало того, что новых действенных учреждений после II в. до н. э. не появлялось, так и старые (народное собрание - комиции, сенат, система магистратур, включая консульские и преторские) уверенно деградировали. Сципион, Фламинин, Гракхи, Марий, Сулла, Лукулл, Красс, Помпей, но особенно - Цезарь и Антоний создавали свои собственные культы и подстраивали всю общественно-политическую жизнь под свои личности. И в этом у них были достойные учителя - например, Александр Македонский, настолько связавший понятия "Македонская держава" и "македонский царь" воедино, что эта самая держава распалась уже в день его смерти, когда диадохи поделили сатрапии и перессорились относительно престолонаследия.

Апофеозом этого человекопоклонничества стало провозглашение Октавиана императором, пожизненным понтификом, принцепсом сената, народным трибуном, претором, консулом и Божественным Августом. Именно тогда стало ясно, что император может всё, что для него нет ни римского права, ни сената и народа Рима, ни элементарных моральных ограничений. Уже первые августы - Тиберий, Калигула, Нерон, Домициан - ясно показали, какие фантастические возможности и перспективы даёт императорская власть. Даже "лучшие императоры" из династии Антонинов - Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий - это прекрасно понимали. С той лишь разницей, что первые соревновались в злодействах, а вторые - в добродетелях. Естественно, что стать императором стало своеобразной "римской мечтой". Пан или пропал, как говорится, потому что если ты втайне не надеешься стать земным богом, то тогда зачем ты вообще, спрашивается, живёшь? Ни богатство, ни слава, ни военные подвиги не могли затмить этого главного. Наиболее яркие примеры этой психологии мы наблюдаем уже в православной Византии, где мяснику Льву Макелле и конюху Василию Македонянину ещё в юности предсказали царствование, и они все силы положили на то, чтобы предсказание это сбылось. Очевидно, что в обществе, где всё построено на культе одной личности, каждый мечтает занять место этой личности. Любыми путями, невзирая на смуту, кризисы и даже гибель страны. Например, жестокая и кровопролитная гражданская война начала IV в. между Константином Великим и Лицинием (и многими другими на начальном этапе) убедительно показывает, что это не было борьбой двух систем или идеологий, двух различных планов развития страны, но лишь дракой за то, кто именно воплотит этот план в жизнь.

1 эксперт согласен

Какой офигительное обьяснение, даже на меня впечатление произвело. Скопирую-ка я его. Автору лайк однозначно

История, философия, беседы за жизнь  · 30 янв 2021
По вашему, любая политически активная позиция, которая ведет к смутам и кризисам - "вред стране"?! Может, наоборот, кризис и смута ведет к политической активности как масс народа, так и отдельных людей?! Это стороны одной медали: ваша сторона, выраженная в вопросе - сторона консерватора и тоталитариста (последнее можно представить аналогией: "сказано всем сосать соску... Читать далее
Не любая. Я понимаю, если бы они боролись за власть демократическим путем. А так они часто сговаривались с... Читать дальше
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c43498395753900ac66852d  · 29 янв 2021
Во все времена, во всех странах шла борьба за власть. По очень простой причине: властолюбие - один из безусловных рефлексов человека. Проявляется не у всех и в разной степени, но без него общество и государство вообще не может формироваться. Не удивительно, что для некоторых личная власть важнее интересов государства. А многие вполне могут убедить себя, что его личное... Читать далее
Разбираюсь в темах - политология, социология, история. Увлекаюсь как любитель - история...  · 29 авг 2021
Начну издалека. История любого рабовладельческого античного государства представляет собой динамически разворачивающуюся историю конфликта, который носит двоякий характер: 1) Межклассовый конфликт - постоянный конфликт между рабовладельцами и рабами, выражающийся в ужесточении наказаний в адрес рабов, в постоянных восстаниях рабов против своего положения. Данный... Читать далее
Первый
Программирую на 1С. Увлекаюсь театром.  · 30 авг 2021
Всё смешалось! Элиты римского общества не стало как раз во вторую Пуническую. Именно в это время в сенат полезли "новые римские" - разбогатевший плебс. А после октавиана и вовсе пошёл полный полярный пушной зверёк. И им-то было плевать на всё лишь бы пожить в роскоши. Настоящие сенаторы никогда не рвались никуда. Они и так были на вершине. Консул? Это на год, а потом всегда спросят.
Спортом уже не занимаюсь, форму держу.  · 13 февр 2021
не только в Риме и Греции - везде так, почти все государства (кроме уничтоженных в ходе войн) были развалены своими же гражданами, которые ценили личную выгоду выше общественной. Или выгоду не всего народа, а только его части, например, только чернокожих. Или только хорватов, только боснийцев. Они есть в любом обществе, но когда таких граждан-"эгоистов" становится... Читать далее
Стану на сторону автора... Вообще-то мысль подана ясно : культ личности приводит к развалу.А господа оппоненты... Читать дальше
Враг не пройдет!   · 1 сент 2021
А разве кто-то из правителей в других странах руководствовался или руководствуется чем-то иным? Разве Вы, на своем бытовом уровне, руководствуетесь интересами других людей так же как своими собcтвенными? Физическая жизнь накладывает довольно мощные ограничения на наши поступки и решения.
Порядочный человек  · 30 авг 2021
Вопрос требует уточнения. История Древнего Рима насчитывает порядка тысячи лет и всю ее нельзя втиснуть в рамки одной формулы. Собственно вряд ли Рим стал бы так известен, если б не отказался на время от наследственнного принципа власти в пользу состязательного, который и по сей день признается предпочтительным. Я бы переформулировал вопрос так: почему выстроив столь... Читать далее
Кандидат биологических наук, биоинформатик. Интересуюсь историей и экономикой  · 9 сент 2021
Потому что это не борьба элит ввергала страну в кризис и смуту, а кризис и смута ввергали элиту в борьбу. Это если отвечать кратко. Как можно заметить, древнеримские элиты были не просто так элитами - они были потомственными политиками. С самого рождения этих людей учили друг с другом договариваться. Они все были друг друга родственниками, так как заключение брака -... Читать далее