Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы х. Беднягина и иконы Божией Матери «С...  · 26 сент 2022

Вт. 27 сентября Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
27 сентября; 1 день предпразднства (c 26 сент.) и 7 дней попразднства (по 4 окт.)
Историческое содержание
В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют два со­бытия. Как го­во­рит Свя­щен­ное Пре­да­ние, Крест был най­ден в 326 го­ду в Иеру­са­ли­ме. Про­изо­шло это око­ло го­ры Гол­го­фы, где был рас­пят Спа­си­тель. И вто­рое со­бытие — воз­вра­ще­ние Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста из Пер­сии, где он на­хо­дил­ся в пле­ну. В VII ве­ке его вер­нул в Иеру­са­лим гре­че­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий. Оба со­бытия объеди­ня­ет в на­зва­нии празд­ни­ка то, что об­ре­тен­ный Крест пе­ред на­ро­дом воз­дви­га­ли, то есть под­ни­ма­ли.
Празд­ник Воз­дви­же­ния, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, выра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как ору­дия спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. На­зва­ние ука­зы­ва­ет на тор­же­ствен­ное под­ня­тие Кре­ста вверх ("воз­дви­же­ние") по­сле об­на­ру­же­ния его в зем­ле. Это един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник (т. е. один из две­на­дца­ти ве­ли­чай­ших празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла), исто­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не только но­во­за­вет­ные со­бытия, но и бо­лее позд­ние – из об­ла­сти цер­ков­ной исто­рии.
Рож­де­ние Бо­го­ма­те­ри, празд­но­вав­ше­е­ся ше­стью дня­ми ра­нее, – пред­д­ве­рие тай­ны во­пло­ще­ния Бо­га на зем­ле, а Крест воз­ве­ща­ет о Его бу­ду­щей жерт­ве. По­это­му празд­ник Кре­ста то­же сто­ит в на­ча­ле цер­ков­но­го го­да (14/27 сен­тяб­ря).
Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1 
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4 
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню
Кре́сте Честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́, о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упражня́я, и благослове́ние да́руя ми́, и жи́знь и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха, и честны́ми Пречи́стыя мольба́ми.
Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня 
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
Иконография праздника
В общих чертах иконография Воздвижения Креста Господня такова. В центре композиции располагается Крест. Он стоит вертикально, на возвышении. Возле Креста – один или несколько священнослужителей. Главный из них, в соответствии с содержанием отраженного на иконе события, архиерей. Согласно Преданию, патриарх Макарий, по обретении Креста (335 г.), тогда, когда народ был допущен к лицезрению этой великой святыни, стоя на возвышенности, поднял обретенный Крест вверх (воздвиг) таким образом, чтобы он был виден людям. При сем народ восклицал: «Господи, помилуй».
Одна из простейших композиций иконографии Воздвижения Креста Господня представляет святителя Макария Иерусалимского, поддерживающего Крест. Более сложная может включать в себя, дополнительно, образы иных священнослужителей и иных людей (молящийся народ). Иногда на иконах бывает представлено вместе два сюжета: связанный с Воздвижением.., и связанный с обретением Креста Господня. В этом случае в нижней части иконы находится изображение царицы Елены, стоящей у подножия Голгофы возле пещеры, внутри которой – три креста. Иногда около святителя Макария изображаются свв. Константин и Елена. На заднем плане иконы нередко бывает представлен храм, отражающий архитектуру базилики Воскресения.