Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Автор литературного телеграм-канала «Огонь моих чресел» @fire_of_my_loins, смотрю фильмы...  · 9 окт 2021  ·
fire_of_my_loins

​​Рыцарь веры

Знаменитый трактат «Страх и трепет» (Fryqt oq Baeven, 1843) датский философ Сёрен Кьеркегор подписал псевдонимом Johannes de silentio – Иоханнес де силенцио, или же Иоанн Молчальник.
Имя Иоханнес Кьеркегор взял из сказки «Верный Иоганнес» (Der treue Johannes). Автор сказки – немецкая сказительница Доротея Виманн, которую в 1813 г. посетили братья Гримм – им Доротея поведала множество сказок, которые вошли в сборник «Детские и семейные сказки» (Kinder- und Hausmärchen), сейчас известный как «Сказки братьев Гримм» (Grimms Märchen).
Персонаж сказки Иоганнес верой и правдой служит королю. Он предупреждает короля о трёх грозящих тому опасностях, зная, что, сделав это, он тотчас же превратится в камень. Позднее королевская чета жертвует жизнью двух своих сыновей, для того чтобы вернуть Иоганнеса к жизни, и, само собой разумеется, верный Иоганнес после своего спасения воскрешает погибших мальчиков.
И тема верного служения, и тема жертвы, и тема молчания (Иоганнес молчит не буквально, здесь речь о «молчании веры») — все они по-своему преломляются в «Страхе и трепете». Герой книги – ветхозаветный Авраам, от которого Бог потребовал принести в жертву любимого сына Исаака, основной же предмет исследования — рождение религиозной веры.
На примере «рыцаря веры» Авраама Кьеркегор, основатель религиозного экзистенциализма, демонстрирует, что для подлинно верующего человека высшей нормой становятся не правила и обычаи его сородичей, а диктат высшего, божественного порядка, — вера, которую окружающие его люди могут воспринимать как нечто абсурдное.
Также Кьеркегор противопоставляет «рыцаря веры» «трагическому герою», который в конечном счёте не выходит из рамок этического, хотя в его действиях, на первый взгляд, и было нечто подобное поступку Авраама. В качестве примера философ рассматривает сюжет о том, как Агамемнон вынужден принести свою дочь Ифигению в жертву богам, или библейский Иеффай, который тоже по обету приносит дочь в жертву. Такой трагический герой может вызвать сочувствие, или даже восхищение, в то время как «рыцарь веры» находится в экзистенциальном одиночестве, потому что он не мог бы рационально объяснить свои действия — «его никто не может понять». Кьеркегор указывает, что, например, Иеффай исполняет обет после победы над иноплеменниками; смерть же Исаака, напротив, никому не принесла бы пользы. Таким образом, Авраам был поставлен в ситуацию, когда от него требовалось «верить силой абсурда», и он выдержал это испытание.
Тем временем подпишитесь на канал — здесь я стараюсь делиться самыми достойными книжками и интересными фактами обо всём, связанном с литературой.