Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Пытливый культурный гедонист  · 16 нояб 2022  ·
werona

Божоле Нуво прибыло! Как праздник молодого вина стал популярен во всем мире

«Божоле Нуво прибыло!» — именно с такой фразы начинается любое объявление во Франции о том, что молодое вино уже в городе. 
Заставить весь мир пить молодое, откровенно сказать пьяное и дешёвое вино — что это? Непомерная глупость или величайший маркетинговый триумф винного мира? Эксперты обсуждают этот вопрос уже четвёртый десяток лет, но благодарить за эту традицию третьего четверга в ноябре стоит одного человека — Жоржа Дюбефа (элегантный мужчина в персиковом поло на фото). 
Во многих регионах Франции существуют так называемые «vins primeurs » — молодые вина. Но именно сорт винограда « Gamay noir au jus blanc » — Чёрный Гаме с белым соком, из региона Божоле, идеально раскрывается в короткие сроки яркой палитрой вкусов. Все ещё бродящее в бутылке, это вино быстро ударяет в голову и гарантирует безудержное веселье. Божоле не приспособлено к долгому хранению, зато созревает быстрее, чем бургундские вина или бордо, и именно в молодом возрасте отличается богатым вкусовым и ароматическим букетом. 
А что про праздник?
По сути, праздник посвящен завершению года тяжелого труда, в течение которого у виноделов случилось много неприятных вещей: засуха, заморозки, нашествие вредителей и другие проблемы. Но сезон прошел, все трудности позади и сейчас на столе стоит новое вино.  А как за это не выпить! Божоле нуво поступает в продажу непосредственно по окончании ферментации, то есть спустя шесть недель после сбора урожая. Согласно французским законам, молодое вино официально может быть презентовано в третий четверг ноября.  
До 1846 года «Божоле Нуво» было принято разливать в специальные «лионские бутылки» (pot lyonnais) емкостью 1 литр, позднее этот объем уменьшили до 460 мл. В те времена праздник отмечался в конце октября и проходил примерно так: на стойках баров выставлялись бутылки с «Божоле Нуво», и покупатели платили за метр выпитых pot lyonnais 460 мл – таковых в метре оказывалось 12, а тринадцатая бутылка чаще всего предлагалась «за счет заведения». 
Широкое распространение праздник неожиданно получил после Первой мировой войны. Во Франции, как и в остальной католической Европе, молодое вино издавна пили 11 ноября на День святого Мартина. Однако 11 ноября 1918 года было подписано перемирие в Первой мировой войне, и эта дата стала днем памяти павших.
Традиция вновь была прервана Второй мировой войной, когда немцы ввели особые налоги и правила продажи контролируемых вин (категория АОС) во Франции. После войны французское правительство постановило продавать молодые вина категории АОС с 13 ноября, а в 1985 году была определена существующая и поныне дата начала продаж «Божоле Нуво» – третий четверг ноября. 
Приготовления к празднику начинаются за шесть дней: вывешиваются плакаты с известными всему миру словами «Le Beaujolais Nouveau est arriv?!" («Прибыло Божоле Нуво!»).
Ещё с 1950х виноделы начали соревноваться за ранние поставки молодого вина в Париж, а в 1985 сошлись на третьем четверге ноября, который выпадает, как раз перед днём благодарения в США. Случайность?  
Именно Жорж Дюбеф, поняв, как превратить погоню за Нуво в маркетинговый бум, сделал ставку на Штаты. В 00.01 вино начали ящиками грузить в самолёты под пристальным взглядом телекамер, чтобы успеть переправить через Атлантику к ужину.
С 1980-х годов праздник начали отмечать и за пределами Франции: сначала в 1982 году – в Австралии, в 1985 году – в Японии, затем «Божоле Нуво» пришло в Юго-Восточную Азию и Таиланд, где это вино стало одним из наиболее популярных. Один из показателей ежегодного мирового ажиотажа зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса – в 1993 г. за первый бокал Божоле нуво в английской пивной была отдана сумма, равная 1450 долларов США. 
История Жоржа Дюбефа
Юный винодел, наследник семейства Дюбёф, которое занимается производством вина с 15 века, как-то раз увидел шампанское Dom Perignon, разлитое в стильные бутылки оригинальной формы, и понял, что внешний вид может сделать и товар, и прибыль от его продаж по-настоящему крупными. Сегодня вина компании Les Vins Georges Duboeuf разливаются в элегантные овальные бутылки с веселыми фирменными этикетками.
У этих этикеток есть своя легенда. Озарение у Дюбефа случилось в лондонской гостинице, где попавшиеся на глаза букеты полевых цветов на обоях и в вазах восхитили Жоржа своей эффектной простотой. Колокольчики, маки и ромашки выглядели изящно и свежо – именно то, что надо. Сегодня этикетки Божоле Дюбёф узнаваемы на любом континенте. Позднее на них стали появляться танцоры, узоры и прочие атрибуты праздника.
Первые бутылки своего молодого вина будущий «Король Божоле» продавал соседям, объезжая их на велосипеде, за неимением автомобиля. Жорж был среди первых, кто начал устраивать шумные презентации с доставкой Божоле к определенному времени в разные точки мира пароходами-самолетами-воздушными шарами, даже «Конкордом». На церемонию открытия первой бутылки он стал приглашать кинозвезд, первый бокал продавать с аукциона, разыгрывать призы и устраивать конкурсы. Его идея заключалась в том, чтобы, используя момент преемственности (время проведения Дня Божоле Нуво примерно совпадает со старинным французским праздником молодого вина), научить Францию, а потом, не скромничая, остальной мир прочно ассоциировать этот день с весельем. И это отлично удалось – праздник приобрел титул национального символа и международного феномена, его стали называть встречей Нового винного года, а удачно придуманная традиция стала модной и популярной.
Как делают божоле?
Вино из сорта гамэ производят особенным способом: спелые грозди, не прессуя, укладывают в бродильные чаны на 4-5 дней, и сок бродит внутри цельных ягодок. И вот тут начинает проявляться дерзкий нрав будущего вина – счет идет на часы и минуты. Если задержать вино на пару часов, оно потеряет веселость, станет терпким и мутным, а если виноделы поспешат,  то оно останется слабым и блеклым. В нужный день и час капризный новорожденный напиток переливают в бутылки. И – вуаля! «Воспитывается» он в путешествии. Французы шутят, что у Божоле такой легкий жизнерадостный характер потому, что оно путешествует по миру, а не страдает, как утонченные, полные породистой красоты вина, в темных подвалах с холодными стенами.
Старт путешествия — его родная Бургундия, где проходят банкеты на полторы тысячи пьющих персон, по улицам торжественно шествуют виноделы с зажженными факелами из виноградной лозы, катят бочки, звучит музыка. Ровно в полночь после двенадцатого удара колокола церкви Св. Николая в городке Божо из винных бочек выбиваются затычки и хмельные струи начинают своё странствие по миру.
Вот здесь любопытное видео на 1 минуту как раз с винодельни Жоржа Дюбефа.
Какое оно на вкус?
В ресторанах и бистро организуются конкурсы на «лучший кувшин», «золотую бутылку», есть даже путеводители по бистро-божоле, издаваемые во всем мире.
По восприятию Божоле нуво можно понять, вы оптимист или пессимист. Кто-то (зачастую сами французы) даже не считают Божоле нуво вином, поскольку оно не имеет выразительной структуры и непригодно для выдержки. Другие восторгаются его молодостью, ароматностью и очарованием: вино лишено танинов, содержит около 11% алкоголя, обладает повышенной фруктовостью и легко пьется. Вино пурпурно-красного цвета, несладкое.
Удивительное свойство Божоле нуво – невероятная гастрономичность. Оно идеально подойдет почти ко всему, кроме очень тяжелых мясных блюд с насыщенным соусом. Я бы рекомендовала подавать к нему простые, "крестьянские" блюда или попробовать сделать ароматный раклет с соленьями и разными видами мясных нарезок. 
Ну как, будете отмечать?
Вероника, куратор сообщества Гастрономия на КьюПерейти на yandex.ru/q/profile/yecp1xu9umt1bhxm7fgbn8j1rg
1 эксперт согласен
"Все ещё бродящее в бутылке, это вино быстро ударяет в голову" - это конечно же не так. Если бы Божоле Нуво... Читать дальше
@Александр Цверов, возмможно я пробовала какой-то уникальный образец, но он был чуть подгазированным)