"Большую пятёрку" как психографическую модель личности мы широко применяем в коммерческом слухмейкинге. Нам очень важно знать типы узлов социально-коммуникативных сетей: влиятель, болтун, молчун, коннектор - кем может быть этот человек. И тут OCEAN - неплохое подспорье.
В этой модели оценивается пять критериев:
Способность человека воспринимать новые мысли и идеи, с лёгкостью заводить контакты с незнакомыми людьми. Если человек любит учиться, познавать новое, открыт к экспериментам, то этот параметр можно считать выраженным в достаточной степени.
Выражена сильно, если человек обладает лидерскими качествами, хорошо осознаёт свои цели и движется к ним, имеет собственное мнение и плохо поддаётся чужому, наносному.
"Душа компании" - это про него. Он открыт к коммуникациям, производит положительное впечатление, любит взаимодействовать с другими людьми.
Параметр выражен сильно у людей с высоким уровнем эмпатии, они не откажут в помощи даже незнакомцам, любят проявлять заботу.
Проявляют эмоции ярко, иногда чересчур и не всегда адекватно. Быстро выходят из себя, легко вступают в споры и ведут там себя очень эмоционально, не могут сдержаться.
Нужно учитывать, что все эти качества не изолированы друг от друга, а живут в одной системе и влияют друг на друга: усиливают или, наоборот, подавляют, в зависимости от ситуации, в которой оказывается индивидуум.
OCEAN - отличная модель, которая позволяет достаточно быстро и точно определить психологический профиль человека. В моей практике, эта модель хорошо зарекомендовала себя при проведении собеседований с кандидатами. Модель даёт возможность понять насколько кандидат подходит компании.