В ряде исследований были обнаружены характерные изменения ЭЭГ в состоянии медитации. Предполагается, что изменённое состояние сознания всегда сопровождается рядом изменений в нейрофизиологической активности, такими как:
1) Усиление альфа-активности по всем отведениям (напомним, что в норме альфа-ритм проявляется только в затылочных и теменных областях, уменьшаясь в сторону лобных отведений), в том числе лобным; это явление может объясняться расслаблением медитанта, столь сильным, что оно проявляется, даже когда человек находится с открытыми глазами (в норме альфа-ритм проявляется при закрытых глазах и пропадает при их открывании) [Aftanas et al., 2001; Cahn et al., 2006].
2) Устойчивость этой активности в альфа-диапазоне частот при внешнем раздражении (например, звуковых, болевых и визуальных стимулах, в норме приводящих к блокаде альфа-ритма) [Cahn, 2006].
3) Исчезновение межполушарной асимметрии альфа-ритма, характерной для нормальной ЭЭГ, что свидетельствует об одинаковом участии обоих полушарий в генерации активности (преодоление левополушарного доминирования, связанного с понятийным мышлением) [Aftanas et al., 2005]. Также этим можно объяснить положительное влияние медитативной практики на больных депрессиями, поскольку для таких пациентов характерна сильная асимметрия альфа-ритма, сглаживающаяся при медитациях [Fell et al., 2010].
4) Появление тета-активности при бодрствующем состоянии (медитанты не впадают в сон) [Aftanas, 2005; Baijal et al., 2010; Fell, 2010]. У более опытных медитантов тета-ритмика выражена сильнее, чем у новичков.
5) Альфа-тета «качели» в глубокой медитации: альфа- и тета- ритмы сменяют друг друга с продолжительностью в 2-5 сек [Aftanas, 2001; Fell, 2010].
6) Уже при окончании медитативной практики сохраняется устойчивый альфа-ритм и наблюдаются вспышки тета-ритма в состоянии бодрствования [Aftanas et al., 2002].
7) Появление пиков гамма-активности в обоих полушариях мозга, причём у более опытных медитантов оно выражено сильнее [Fell, 2010]. Опытные психофизиологи отмечают, что фоновый гамма-ритм в ЭЭГ медитантов превосходит все уровни аналогичной активности, наблюдаемой раньше у здоровых людей.
В вышеперечисленных пунктах шла речь об особенностях ЭЭГ непосредственно во время медитации, однако часть этих изменений сохраняется и в «обычном» состоянии испытуемых. Перейдём теперь к отличиям в мозговой деятельности людей, регулярно занимающихся йогой, от контрольных групп (люди того же возраста, пола и т.д., но не занимающиеся йогой). Если в течение какого-то продолжительного времени человек занимается медитативной практикой, происходит повторяющееся воздействие на сознание, влекущее за собой некоторые качественные и количественные эффекты нейрофизиологии, которые сохраняются и в дальнейшем [Fell, 2010].
Так, было показано, что у практикующих медитантов альфа-ритмика в целом более выражена, что положительно коррелирует с низким уровнем тревожности и высокой эмоциональной устойчивостью [Aftanas, 2005; Cahn, 2006]. Таким образом, медитативная практика может изменить спектральное распространение ЭЭГ и вызвать некоторые изменения в базальном уровне проявления ритмики.
Некоторыми исследователями было показано, что мощность тета-ритма положительно коррелирует с опытностью медитанта: чем дольше и «глубже» способен человек погружаться в состояние медитации, тем чаще и сильнее спонтанные вспышки тета-ритма в его ЭЭГ [Aftanas, 2005]. Тета-активность связывается с заданиями, направленными на запоминание информации. Появление вспышек тета-ритма может быть связано с описываемыми ощущениями спокойствия и благоденствия и низкой мыслительной «загруженностью» мозга.
Можно предположить, что долговременные эффекты медитации объясняются нейрональной пластичностью мозга. Нейрональная пластичность предполагает образование дополнительных нейрональных и синаптических связей, а также расширение и смещение функциональных зон мозга (наиболее характерны такие изменения при повреждениях мозга, а также у людей, которые долго тренируются специализированных когнитивным процессам, например у музыкантов, таксистов, усиливающих контроль своих сенсомоторных способностей для лучшей навигации в пространстве и т.д.). Схожим образом медитативная практика может вести к изменению нейрональной структуры и увеличению толщины серого вещества различных систем мозга (см. дальше) [Fell, 2010]. Таким образом, медитация – это не пассивный процесс, но активное состояние, включающее в себя когнитивное преобразование структуры мозга и обучение.
МРТ (магнитно-резонансная томография, позволяющая показать, какая области мозга в настоящий момент наиболее сильно снабжается артериальной кровью, что свидетельствует о степени активации изучаемой зоны)-исследования показывают, что во время медитации происходит активация префронтальной и передней поясной коры [Engstrom et al., 2010], а длительная медитативная практика связана с развитием корковых зон, ответственных за внимание. При сравнении опытных мастеров медитации с новичками наблюдаются различия в активации островковой доли коры головного мозга, находящейся внутри височной области [Chiesa et al., 2010]. Функциями этой области считаются эмоциональное обеспечение, не связанное с первичными потребностями человека, а отвечающее за социальную адаптацию, чувства эмпатии, сопереживания.
У людей, продолжительное время занимающихся концентрирующей медитацией, показано увеличение плотности серого вещества в структурах гиппокампа, островковой доли, префронтальной области и поясной извилины мозга, а также утолщение коры в этих зонах по сравнению с контрольной группой (то есть в зонах, ответственных за память (гиппокамп); восприятие внутреннего пространства, запоминание схем тела (префронтальная кора); социальные эмоции, эмпатию, восприятие боли (островок); эмоциональное обеспечение деятельности человека, способность к лучшей адаптации в меняющихся условиях (поясная извилина)) [Lazar et al., 2005; Froeliger et al., 2012].
*Для ответа на вопрос истользован отрывок из текста составленого Либуркиной, Москва, 2013
Ссылки:
Aftanas L.I., Golocheikine S.A. Human anterior and frontal midline theta and lower alpha reflect emotionally positive state and internalized attention: high-resolution EEG investigation of meditation // Neuroscience letters. - 2001. - V. 310. - № 1. - P. 57-60.
Aftanas L.I., Golocheikine S.A. Non-linear dynamic complexity of the human EEG during meditation // Neuroscience letters. - 2002. - V. 330. - № 2. - P. 143-146.
Aftanas L., Golosheykin S. Impact of regular meditation practice on EEG activity at rest and during evoked negative emotions // The International journal of neuroscience. - 2005. - V. 115. - № 6. - P. 893-909.
Baijal S., Srinivasan N. Theta activity and meditative states: spectral changes during concentrative meditation // Cognitive processing. - 2010. - V. 11. - № 1. - P. 31-38.
Cahn B.R., Polich J. Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies // Psychological bulletin. - 2006. - V. 132. - № 2. - P. 180-211.
Chiesa A., Serretti A. A systematic review of neurobiological and clinical features of mindfulness meditations // Psychological medicine. - 2010. - V. 40. - № 8. - P. 1239-1252.
Engstrom M., Pihlsgard J., Lundberg P., Soderfeldt B. Functional magnetic resonance imaging
of hippocampal activation during silent mantra meditation // J Altern Complement Med. - 2010. - V. 16. - № 12. - P. 1253-1258.
Fell J., Axmacher N., Haupt S. From alpha to gamma: electrophysiological correlates of meditation-related states of consciousness // Medical hypotheses. - 2010. - V. 75. - № 2. - P. 218-224.
Froeliger B., Garland E.L., McClernon F.J. Yoga meditation practitioners exhibit greater gray matter volume and fewer reported cognitive failures: results of a preliminary voxel-based morphometric analysis // Evidence-based complementary and alternative medicine : eCAM. - 2012. - V. 2012. - P. 821307.
Lazar S.W., Kerr C.E., Wasserman R.H., Gray J.R., Greve D.N., Treadway M.T., McGarvey M., Quinn B.T., Dusek J.A., Benson H., Rauch S.L., Moore C.I., Fischl B. Meditation experience is associated with increased cortical thickness // Neuroreport. - 2005. - V. 16. - № 17. - P. 1893-1897.
Своими словами можете пояснить? Я понял только это: "низким уровнем тревожности и высокой эмоциональной устойчивостью".
Медитация объясняется особым состоянием нашего организма. Замедленный пульс, дыхание, нервная система успокаевается, все. Ура, спасибо, это спаааам