Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как Дэвид Уорк Гриффит повлиял на формирование киноязыка?

КиноИстория кино+3
Ира Марголина
Автостопом по кино
  · 746
Киновед, кинокритик, историк кино, педагог  · 18 сент 2021
Слово "повлиял" здесь - преуменьшение почти смехотворное. С тем же успехом можно спросить, как Эйнштейн повлиял на теорию относительности. Вот сказать, что Дэвид Уорк Гриффит и был тем самым человеком, который сформировал киноязык - если и преувеличение, то незначительное. Разве что - упрощение.
В тот момент, когда Гриффит начал работать в кино, оно только-только начало пытаться превратиться из ярмарочного увеселения в эстетическое явление, попросту говоря - в искусство. В основном этот процесс шёл во Франции и в Италии. Но в этих странах "переформатирование кино в искусство" происходило с помощью привлечения опыта и методов из других искусств: театра, литературы, живописи. И во Франции, и в Италии была гигантская, глубокая, многовековая культурная традиция, и в эту традицию пытались вписать кино. Выстроить кадр, как на картине. Построить сюжет, как в рассказе или романе. Играть, как на сцене.
Гриффит же пошёл другим путём. Он, конечно, тоже учитывал опыт иных искусств - театра, литературы, живописи. Но в Америке он попросту не мог опираться на "культурную традицию" - поскольку сколько-нибудь единой и "общеобязательной" национальной культурной традиции в США начала XX века попросту не было (ну или почти не было: несколько великих литературных имён, вроде Лонгфелло, Готорна, Ирвинга или Уитмена, тут не в счёт). Сам, лично, Гриффит мог сколько угодно просиживать с альбомами с репродукциями классических картин и начитываться творениями великих классиков. Пользоваться этим было и можно, и нужно. Вот опираться - не стоило.
Потому-то именно Гриффита на протяжении всей истории кино привычно именуют "отцом кинематографа". Он был попросту вынужден опираться на внутренние, собственные свойства кино. А для этого их требовалось изучать, всматриваться - и задавать бесчисленное множество вопросов к каждой мелочи. Какая крупность подходит для какого способа актёрской игры? как монтировать между собой события в разных помещениях? как должны сочетаться между собой темпы игры актёров в разных кадрах?.. И так далее, без счёта.
Гриффит без конца пробовал разные варианты, менял подходы к каждому элементу кинофильма, перебирал все возможные сочетания приёмов... Студию "American Biograph", на которую он поступил режиссёром летом 1908 года, он фактически превратил в собственную лабораторию, своеобразный полигон по испытаниям киноязыка: согласно контракту, он снимал там короткометражные фильмы, длиной в 10-15 минут, - по два в неделю на протяжении шести с половиной лет, до конца 1913 года. Итого - около 400 фильмов. Именно в них он постепенно выявил и выяснил те законы сочетания разных элементов и приёмов, которые, вместе взятые, и формируют явление под названием "язык". Можно сказать, что французские или итальянские кинорежиссёры тех лет (подчас много более образованные, "культурные", "тонкие", нежели Гриффит) не создали киноязык потому просто, что им это было не очень-то нужно: они могли полагаться на неисчерпаемые залежи театральных и литературных приёмов, переносить их на экран, словно бы подтягивая кинематографическую культуру до уровня "старших братьев" по эстетическому цеху. А Гриффит этого делать не мог. Не было у него такой возможности. И ему пришлось понять, чем является кинематограф как таковой, сам по себе. Какой у него свой собственный язык.