Цвет приносит радость! Цветы, фейерверки, маскарадные костюмы — цвет несёт за собой настоящий праздник. Кажется, что цветные фильмы и фотографии больше похожи на мир вокруг, чем чёрно-белое изображение. Но если мы прибавим немного яркости и неестественных розовых, кислотных или перламутровых цветов, то и мир тотчас же превратится в волшебный. Тем цвет и занимается в кино с самого своего появления: то потрясает реалистичностью, то уводит в мир фантазий.
Помните первые аттракционные фильмы Мельеса и Шомона, где странные существа плясали и исчезали с экрана, один трюк следовал за другим. В этих фильмах было очень много цвета! Его ещё не умели закреплять на плёнке химически, поэтому кадрики расскрашивали прямо поверх позитивного изображения. (Плёнка находится в киносъёмочном аппарате в виде негатива, всё изображение на ней записывается наоборот: все белые участки становятся чёрными, а чёрные — белыми. И только потом с негатива печатаются позитивные копии, на которых всё на своих местах).
Иногда раскрашивали каждый предмет по отдельности: сначала вручную, а потом при помощи спецаильных трафаретов. Иногда окрашивали весь кадр одним цветом, такая техника называлась «вирирование».
Цвет немой эпохи был очень подвижен. Он был неустойчив, мог выгорать и стираться. А иногда в кинотеатрах, вместо того, чтобы показывать расскрашенную плёнку, устанавливали на кинопроектор цветные линзы, и получалось цветное изображение, которое не могло уйти дальше конкретного кинозала!
Были и более сложные технологии, например, «Кинемаколор». Съёмка по такой технологии велась через два цветофильтра, которые устанавливались прямо на съёмочном аппарате. А потом, когда готовый фильм нужно было показывать в кинотеатре, то и там нужно было установить такие же фильтры для кинопроекционного аппарата. Это было довольно неудобно, поэтому такие фильмы снимали и показывали не везде.
Все эти способы придать изображению цвет прибывали в постоянном движении, все использовали, что могли! Да и сам цвет в кадре был очень непоседлив: стоило уставшей красильщице на кинофабрике устать и случайно выйти за границу платья, облака или дерева, как на экране цвета пускались в пляс!
Такой подвижный цвет в кино пребывал до конца 1920-х годов. Потом, вместе с приходом звукового кино, окраску постепенно прекратили, потому что наложенный цвет искажал звук, который располагался всё на том же позитивном кадрике, слева. Нужно было придумывать что-то новое. Хорошо, что Герберт Кальмус уже давно занимался разработкой особенной технологии цветной съёмки, которая позволила бы записывать изображение на плёнку сразу в цвете! Он начал свои эксперименты ещё в 1916 году, а технологию назвал «Техниколор». Но только к 1935 году он добился значительных результатов, которые повлияли на всю киноиндустрию! В этом году в широкий прокат вышел полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп». (Фильм был снял по усовершенствованному процессу трёхплёночного «Техниколора», который позволял сначала записывать фильм на три плёнки одновременно: каждая со своим цветным фильтром, — а потом окрасить и напечатать все три слоя в одном цветном позитиве).
Очень долго, аж до середины 1950-х, весь киномир обращался к «Техниколору», если нужно было снять цветной фильм. Было много других экспериментов и цветных систем, но «Техниколор» был самым совершенным. Разве что ещё одна цветная плёнка могла бы побороться с ним за первой место. Это была немецкая «Агфа» — цветная плёнка, которая ещё проще позволяла снимать фильмы, пользуясь всего одной негативной плёнкой. В 1939 году вышел первый цветной мюзикл «Женщины — лучшие дипломаты», который был снят на новую цветную плёнку, в этом же году Гитлер развязал войну, которая переросла во Вторую Мировую войну, и все технологические достижения немецкой киноиндустрии оказались в плену Третьего Рейха. После завершения войны технология была перенесена в Совесткий Союз как военный трофей. На её основе была создана советская цветная технология.
Цвет всегда был дорогим удовольствием, и кинокомпании очень долго, аж до 1960-х годов, не могли себе позволить снимать все фильмы в цвете. Но уже с конца 1960-х на экранах становилось всё больше и больше цветных фильмов, и сейчас чёрно-белое изображение обычно ассоциируется с чем-то старым.
Кстати, кинематографисты этим активно пользуются! Если они хотят разделить происходящее на прошлое и настоящее, то часто дают одно изображение цветным, а другое — чёрно-белым. Так делает современный режиссёр Кристофер Нолан в своём фильме «Помни», точно такой же приём используется в сериале «Лучше звоните Солу»: там настоящее — цветное, а вот вставки из неопределённого будущего чёрно-белые.
Съёмки цветного кино — это грандиозный технологический процесс. И цвет меняется вместе с совершенствованием технологии, как и звук! И то, и другое появляется ещё в первые годы кино, но с каждым десятилетием изобретатели улучшают качество и придумывают всё новые способы, как удивить кинозрителей. Цветное изображение превращается в 3D и звук тоже становится объёмным. Сегодня больше не нужна плёнка, чтобы снимать мир, и совсем не обзяательно идти в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм!