В начале пятидесятых годов советский художественный кинематограф обреченно угасал. Сталинская политика «малокартинья» привела к тому, что в 1951 году было выпущено всего девять игровых полнометражных фильмов. В 1952 году удручающая ситуация вынудила XIX съезд ВКП(б) принять специальное решение о расширении кинопроизводства. И уже в 1953 году кризису «малокартинья» наступил конец, тогда было снято сразу сорок пять художественных фильмов. Уже через три года количество фильмов превысило сто картин. Подъем стал возможным благодаря многочисленным дебютантам, только что закончившим ВГИК, а также по причине расширения кинопроизводства на союзных киностудиях. Количественный рост сопровождался серьезными качественными изменениями. С приходом нового поколения молодых режиссеров пришло отрицание опыта поколения предшествующего и его традиций. Для дебютантов было принципиальным показать разрыв с кинематографом сталинской эпохи. Отталкивание от так называемого большого стиля привело к эволюции киноязыка. Уже во второй половине 50-х годов появляются фильмы, которые настолько явственно отличаются от фильмов начала того же десятилетия, будто они принадлежат к другой культурной эпохе. Этот период в истории советского кино принято называть «оттепелью». Обозначение границ этого отрезка времени имеет определенную степень условности. Мнения исследователей кино сильно расходятся. Несмотря на очевидный факт того, что отказ от политики «малокартинья» стал первым свидетельством начинающихся изменений, несправедливо обозначать 1952 год, как нижнюю границу оттепели, ведь вопрос о расширении производства фильмов (и прежде всего игровых) был поднят самим Сталиным в последние месяцы его жизни из-за необходимости повышения доходов государства от кинопроката. Некоторые исследователи считают, что начальной точкой стал 1953 год – год смерти вождя, давший начало определенному смягчению внешней и внутренней политики. Хотя действительное «оттаивание» в политике началось только после доклада Никиты Хрущева на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, где был развенчан культ личности Сталина. Только после 1956 года можно говорить о принципиально кардинальных изменениях в киноповествовании. Хотя еще в 1953 году Всеволод Пудовкин начал использовать отличные от сталинского кино приемы в своем фильме «Возвращение Василия Бортникова», который многие считают первой ласточкой «оттепельного» кино. Но кардинальные изменения произошли только спустя три года. Как отмечал Виталий Трояновский: "До середины 50-х в словах «герой фильма» дружно уживались два смысла: обозначение главного действующего лица и его особых заслуг перед обществом». Все изменилось после фильма Калатозова «Летят журавли», так как назвать Веронику, изменившую своему жениху, героиней, имея в виду два смысла уже было невозможно". С Трояновским согласен Лев Анненский, который утверждал, что “Летят журавли” открыл собой оттепель .