Для сайта-магазина принципиально важна специфика торговой стратегии. Что более важно для ваших потенциальных покупателей?
Пример 3-х ниш, для которых подойдет вариация вашего 2-го пункта:
а) вы торгуете какой-то популярной мелочью по цене, близкой к демпингу (губки для мытья посуды, пуговицы, бусинки для папуасов) - покупателю по большому счету "фиолетово" описание, ему важна цена и фото, название берем из максимально ужатого справочника, над которым поработал маркетолог, описание в таком случае можно дженерить по шаблонам (привет, алиэкспресс);
б) вы торгуете какой-то редкой специфичной свистелкой, у вас есть своя лояльная ЦА - покупателю важна цена, наличие этой свистелки для покупки, фоточки с максимального числа ракурсов. Названия опять же ж организуем в справочник (это не должно стать проблемой, редкие специфичные свистелки на то и редкие). В описании можно отделаться краткой шаблонной фразой и ссылкой пусть даже на один, но нормальный обзор ваших свистелок;
в) вы торгуете боингами, диадемами для коронаций, лимузинами с алмазным напылением и всякой другой сильно дорогой и элитарной номенклатурой. В этом случае описание вам, скорее всего, не нужно вообще. Только цена, только фото (много и красиво), только имя.
В остальных случаях, скорее всего придется расширять/модифицировать модель данных.
UPD. Присмотритесь к XSLT-преобразованям. Возможно, это ваш вариант.