Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы считаете, есть ли великий русский писатель, чьи идеи безнадежно устарели?

Литература
Анонимный вопрос
Филология
  · 24,1 K
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей, политикой.  · 19 апр 2022
Я считаю, устарели строчки Тютчева "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Не стоит заменять ум эмоциями - в Россию надо не только верить, но и понимать ее умом.
И его же строчки: "Край ты мой долготерпенья, край ты русского народа!" История показала, что долготерпение русского народа имеет предел, и если он выйдет из терпения, мало не покажется. И вообще, нужно ли быть таким долготерпеливым. если такое терпение народа - это лучший подарок тиранам и диктаторам? Вообще в этом стихотворении Тютчев как будто любуется бедностью и страданиями народа, любит его именно за это, что не может не раздражать.
Тютчев имел в виду не отсутствие здравого смысла в нашей политике или повседневной жизни, как можно подумать, а... Читать дальше
@Инна Маркова, а как же поговорка -плох тот солдат, который не носит в своём ранце жезл генерала. Есть такая штука- мотивация - Тютчев молодец. Он вложил поколениям сознание своего достоинства и духовной миссии. Сегодня для многих это пустой звук, отсюда и непонимание. Кстати🐯, как и готовность обсуждения жены Зеленского) в рамках сложившейся ситуации.
Допустим, но почему любить его именно за это??
@Илья Бартенев, Тютчев мог бы в ответ попросить Инну прочитать стихотворение "Эти бедные селенья..." (да и "Умом Россию...") целиком, а не выдёргивать строчки. Во-первых, поэт разъясняет о непонимании "гордым... иноплемённым" и не утверждает что НЕЛЬЗЯ понять, а говорит о том, что не надо с ОБЩИМ аршином! Иначе не увидеть, "что ... тайно светит", что скрывается под смирением и долготерпением. И любит Россию не за нищету, за особую миссию. Сопоставляя, между прочим, её с Богом, который "в рабском виде...", но всё же "царь небесный"
Мне лично ваше понимание стихотворения Тютчева вообще не понравилось.Я думаю ,что вы просто разнесли этот маленький опус напрасно.
Я не говорю, что это плохие стихи. Я говорю, что эти строки устарели, потому что в современном мире гражданин страны является не только пассивным наблюдателем, но также избирателем, и поэтому ему надо включать мозги, а не только верить и терпеть. Когда от тебя что-то зависит, то нужно думать и руководствоваться здравым смыслом. Если ничего от тебя не зависит (как в царской России), можно только верить, терпеть, ждать и надеяться.
@Инна Маркова, когда наш "гражданин страны" "включает мозги", уж точно остаётся только верить и терпеть иногда. Потому что весь здравый смысл очень часто утекает в трихины (вспомните Достоевского, который тоже устарел, вероятно, т.к. так же призывал терпеть и верить)
"Давно пора, ..... мать,
Умом Россию понимать!"(с)
Я не чувствую здесь иронии. "У ней особенная стать" - это звучит очень торжественно.
"В Россию можно только верить".Это Тютчев говорит ,видимо о том ,что сколько бы не было попыток что то исправить в России ,а таких желаний ,переходящих в действия ,было достаточно (мы помним по истории Росии),но каждый раз эти благие намерения по улучшению жизни самой страны ,ее людей ,кончались почти всегда или ничем ,или ссылками ,тюремным заключением ,казнями.И поэт в этом стихотворении делает вывод-Что в Россию можно только верить,или надеяться.Ведь мы знаем ,что русский человек очень предан вере.И вера для него -это спасение.Ведь русский веками терпит выживание.Он уже и не знает ,что такое счастливая жизнь.Часто сводит счеты с жизнью ,не выдерживая своих тягот.Может это про говорит поэт?Так что русский человек до сих пор живет надеждой,и вера для него ,его опора до конца жизни.Так что ,считаю ,что стихотворение Тютчева не то что не устарело ,а оно почти истина для России.Классика на то и классика,что на все времена.Это тоже истина.
Ничуть Тютчев не устарел. Устарел скорее весь соцреализм с Павлом Корчагиным. Сегодня таких героев не найдешь. Не найдешь и их последователей. И ещё- Чернышевский со своим "Что делать?"
Чернышевский действительно устарел, это точно.
Я разделяю для себя патриотизм и национализм. То, о чем говорит Толстой - это скорее национализм. Хотя сам Толстой, конечно, был патриотом, если он написал "Войну и мир".
Комментарий был удалён за нарушение правил
@Илья Бартенев, согласна. И не согласна, с преподавателем на счёт Тютчева. Наверное, не преподаватель литературы.
Навсегда ничего не бывает.  · 19 апр 2022
Думаю, утверждать, что идеи классиков безнадежно устарели, очень опрометчиво. Можно сказать, что на некоторые идеи мы смотрим сейчас несколько иначе. К примеру, взять концепцию русского человека классиков XIX века с "интеллектуальной истерикой", безудержностью, метаниями из одной крайности в другую, с бескомпромиссностью, нелёгкой для себя и для других. Правда, и сейчас... Читать далее
1 эксперт согласен
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 18 апр 2022
Полно.  Мы часто говорим "Вот если бы ЭТО видел Пушкин, он бы…" Да. Но проблема в том, что он ЭТОГО не видел.  Пушкин - идея локального сопротивления злу без понимания глобальной проблемы (Дубровский). Лермонтов - попытка вывести "ненужного" человека, мотивировав эту ненужность обстоятельствами и совершенно не занимаясь личным миром этого орка (Печорин) и его личной... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Что такое классика? Это выдуманные истории про выдуманных людей, написанные для развлечения. Это сейчас классика... Читать дальше
Кандидат биологических наук. Академик МАНЭБ. Действительный член РГО.  · 18 апр 2022  · orcid.org/0000-0003-0228-0387
Если писателя считать великим, то его идеи безнадежно устареть не могут, исходя из того, что понятие "великий" означает не только значимость для одного поколения, но и для многих а значит и для нас.
К.б.н., Академик МАНЭБ, Дейст. член РГО Бутаков Е.И. Перейти на m.facebook.com
1 эксперт согласен
Мой профиль присутствует на страницах Facebook, в Контакте.  · 19 апр 2022
Нет, все великие русские писатели актуальны и поныне. Вопрос задан в дни, когда отмечаем 340-е сожжения в заполярном Пустозерске великого прото-попа Аввакума. В нём жил великий Дух, которого нам сегодня не хватает!  С. Ларьков
1 эксперт согласен
Отдых, расслабуха.   · 19 апр 2022
Конечно.  Идеи устаревают очень быстро.  Возьмите любые идеи любого великого русского писателя о роли женщин в обществе, например.  О роли дворянства.  О роли крестьян в России. О роли религии.  Жизнь изменилась.  Конечно, некоторые вещи, вроде определенных моральных принципов, устаревают значительно медленнеее, но это, как правило, те принципы, которые можно найти у... Читать далее
Литератор.Увлечения самые разные.Начиная искусством ,политикой и кончая попытками...  · 19 апр 2022
Я думаю ,что писатель все же имеет право  быть выразителем любых идей.У нас  много литераторов ,произведения которых можно считать русофобскими.Они себя понимали в связи с этим,и давали волю своей литературной русофобии.В то же время ,наверное уместно сказать ,что писатель прежде всего гражданин,а значит должен быть в меру настроен против государства,а в большей... Читать далее
А на стихотворение Тютчева вы зря напустились.Россию ,действительно ,часто не поймешь.Мы ,сами ,будучи русскими... Читать дальше
Переводчик, филолог. Интересует история и фольклор с дохристианских времен.   · 7 сент 2022
Таких, конечно нет в целом. Но отдельные идеи вряд ли буду востребованы.  Идеи толстовства, например, явно канули в лету. Прекрасный писатель, один из самых русских писателей, Н. Лесков прекрасно показал свой мир 19 века. Но вот его категорическое неприятие революционных изменений общества несомненно устарело. Для России прежде всего.  Россия без революций не меняется... Читать далее
литературная критика, кинокритика, философия, юмор, политика, основная профессия инженер-э...  · 18 апр 2022
Постараюсь не усложнять свой ответ и не стану затрагивать темы морали и социального устройства. Тут можно увязнуть в трясине риторики и демагогии. Второе. Опущу в вопросе термин "великий". Заступлюсь за "простых" писателей и вспомню некоторых из них. 1) В.Обручев, "Затерянный мир", 1926. Автор предположил существование обитаемой земли за Северным полярным кругом... Читать далее
Бартенев ))) Сформулировать словами своё недовольство вы не в состоянии? А ведь вы презентуете себя, как журналиста... Читать дальше
Программист. Ерундит.  · 21 апр 2022
Идеи графа Льва Николаевича Толстого устарели безнадежно. Последователи его, толстовцы, кончили тем, что бегали нагишом по американским лесам и полям. Люди смотрели им вслед и крутили пальцем у виска. "Постясь же, если он [человек] серьёзно и искренно ищет доброй жизни, — первое, от чего будет воздерживаться человек, будет всегда употребление животной пищи, потому что... Читать далее