XIX век - уникальная эпоха русской культуры. Общественно-политическая и эстетическая мысли развивались в тесной взаимосвязи, перекликаясь и дополняя друг друга. Сложилась русская художественная интеллигенция, признающая за собой нравственное право бороться за преобразование социальных и экономических основ Российского государства. Ключевые СЛОВА для понимания русской культуры XIX века - "брожение умов". В литературных салонах, на страницах литературных журналов шла непримиримая борьба сторонников разных направлений русской философии: славянофилов и западников, и разных литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма…
По образному выражению доктора философских наук, профессора Ю.Г. Волкова литературный процесс XIX века напоминал химическую лабораторию, в которой "кипел и бурлил некий раствор". В состав этого раствора входило такое количество самых разных, на первый взгляд, абсолютно несовместимых между собой веществ, что результат такой реакции "просто не мог быть ординарным". Либо взрыв, после которого от лаборатории остались бы только развалины, либо получение "фантастического вещества, своего рода "философского камня" или "литературного золота".
Другими словами, "золотой век" русской литературы назван так не благодаря отдельным книгам или отдельным авторам, а полемике по глобальным проблемам, в которой участвовали, как авторы, так и литературные критики. Литература стала ярким отражением взлётов и падений, открытий и заблуждений своего времени. В соответствии с новыми целями и содержанием рождались новые средства выразительности, менялся язык, стилистика.
ДЛЯ ПРИМЕРА такой химической лаборатории: вспомним роман И.С. Тургенева «Накануне» и социально прозрачную оценку этого романа Н. Добролюбовым: «Когда же придёт настоящий день? Когда появятся русские Инсаровы? Когда повернём оружие против внутренних турок?» В результате этой критической статьи появляется ещё один роман Тургенева - «Отцы и дети». В нём Тургенев недвусмысленно отвечает, имея в виду Базарова: «Вот он – русский Инсаров, пришёл, но нужен ли он России?» Перед смертью его герой с горечью отмечает, что России он не нужен. Этот роман просто взорвал литературную критику: Добролюбов, Писарев, Страхов, Антонович… Химическая реакция, остановить которую было невозможно.
Можно привести ещё примеры. Скрытый диалог Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, например. Но, пожалуй, остановимся.
На основании изложенного, считаю, что вопрос: «Какие книги являются ключевыми для понимания русской культуры XIX века?» - неточен и вводит в заблуждение.