Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем хорошая поэзия отличается от плохой ?

ЛитератураКниги+3
Владимир Караульных
  · 13,7 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 10 апр 2023  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
К вопросу можно подъехать апофатически: хорошая поэзия по определению не будет плохой, то есть не будет содержать какого-то критического количества ошибок — ритмических сбоев, небрежных или ленивых решений, избитости и т.д.
Этот подход не идеален: вещи, ценящиеся одной традицией, выглядят плохо в другой — но когда эти нестыковки можно назвать, это по крайней мере подразумевает согласие насчёт характеристик самого текста. Косвенно, это решает проблему субъективности в целом: если один и тот же текст нравится одним и не нравится другим по одной и той же причине — она вряд ли составляет проблему. Medium is, как бы, the message.
Это также расширяет понятие хорошего до масштабов, несовместимых с удобными маленькими пирамидками мёртвых белых мужских классиков. Тексты дембельских альбомов, аканские плачи, Шекспир и Бхагавадгита все могут быть хорошими, и не тесниться. “Солдатский сон” держится в своей нише намного лучше, чем “Henry the Eighth” в своей. Как оценивать эти категории относительно друг друга — часть совсем другого вопроса.
Может показаться, что всё это ведёт к инфляции и обессмысливанию хорошего — но ситуация скорее обратная. Сопротивляться какому-то одному всенародно объявленному пику поэтических устремлений — очень легко: ему можно объявить абсолютно любую альтернативу. История многочисленных классицизмов и их падений демонстрирует это лучше, чем что-либо, что я мог бы сформулировать тут сам.
Напротив, множество несоизмеримых локальных кластеров — это пространство пересекающихся течений, стилей, методологий, и в конечном итоге целых традиций письма. В нём сложно разобраться, сложнее работать, и в нём нет ничего похожего на финальность. Выбор оказывается неизбежен; альтернативы не возникают из ниоткуда, они оказываются частью чего-то ещё.
Иными словами, единая неизбежная иерархия, где все заранее проиграли одному венценосному предку — предсказуема и для раболепия, и для контры. Раздробленная ризоматическая — вынуждает себя постоянно переизобретать. Или поклоняться теням на стенке.
Именно так повальное эпигонство под XIX век оказывается плохо: оно даже не пробует стать тем же, чем были оригиналы для своего времени и в контексте своей культуры. Его расхождение — это в первую очередь расхождение с представлением о самом себе, и подразумевает такую явную, такую тяжелую нечувствительность, что сопутствующая нечувствительность к другим поэтикам уже в общем неудивительна.  
Итого — хорошей поэзии много, у неё много категорий и ипостасей. В инверсии толстовским суждениям о супружеских парах, хорошая поэзия всегда хороша по-своему, тогда как плохая как правило плоха более-менее одинаково.
Так или иначе, читать стихи важнее, чем пытаться всё это выяснить с какой-то точностью. И даже важнее, чем пытаться читать исключительно только хорошие.
Спасибо за ваш ответ!
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 25 дек 2022
Этот вопрос я довольно плотно освещал в своих статьях о графомании. Можете ознакомиться в моем телеграм-канале.  Основные отличия состоят в том, что из текста мастера выводится: 1. Его знакомство с современной поэзией, стилистикой, поэтикой, дискурсом.  2. Его высокая эрудиция. 3. Его знакомство с поэтической культурой страны 4. Умение владеть ритмом, развитое чувство... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Дизайнер-верстальщик. Стаж работы 12 лет. Место работы — ideaprint.ru  · 14 апр 2023
«Поэт должен творить мифы, а не рассуждения» (предсмертные слова Сократа в платоновском диалоге "Федон"). Для меня ответ на вопрос лежит здесь. Всякая подлинная поэзия всегда личностна, и поэт — это личность, творящая свой миф. Всем корпусом написанного им, всей своей жизнью, подчиненной этой работе с языком. Неважно при этом, насколько его жизнь публичная или... Читать далее
Первым дизайнером был Адам. Первые печатные формы принес Моисей.Перейти на ideaprint.ru
1 эксперт согласен
Русская Православная Церковь. Вера. Понемногу об Истине.  · 10 апр 2023
Поэзия - это дар Божий, талант. Который в человеке, в силу его индивидуальности проявляется по-разному. От гениальности и способности до посредственности и бездарности. Вдохновение есть прорвавшаяся сквозь повреждение нашей природы Божественная «искра».  Поэтому и у гениальных поэтов бывают посредственные стихи, и у плохих поэтов можно найти гениальное стихо-творение.... Читать далее
Бродячий наставник общества  · 14 апр 2023
Я бы сформулировал это как "отличное содержание, упакованное в технически верную форму". Если в стихотворении есть технически выверенная форма, но оно пустое и бессмысленное, то поэзия плохая. Иногда бывает так, что оно не то чтобы бессмысленное, но смысл примитивен или отвратителен. Соответственно, это плохое стихотворение, да. Если в стихотворении отличная мысль, но... Читать далее
1 эксперт согласен