Сложность языка, как и все существующие понятия, относительны. Говорить о сложности или простоте языка можно с различных практических и теоретических аспектов лингвистики. Если говорить с позиции легкости, или сложности в изучении и овладении - все тоже относительно: практическое использования родного языка, навыки изучения схожих по конструированию (морфология ) лексических единиц и речевых оборотов (синтаксис ) родного и неродного языков, возрастные особенности изучающего и т.п.
Язык, как объект изучения, может быть рассмотрен, как любой другой объект, составляющий сложную систему. Типолог Эстен Даль
предлагает использовать понятие
колмогоровской сложности: сложность объекта определяется длиной кратчайшего описания этого объекта, или, иными словами, кратчайшего алгоритма, который этот объект генерирует.
Однако, касаемо языка, языковая модель изменяема и в части словоформирования (элементы морфологии слова), и в грамматическом (синтаксис - сочетание слов в предложении, окончаний с предлогами и т.д., конструкции вопросов и восклицаний) конструировании. Чем больше информации нужно для описания языковой модели и правил для ее употребления, тем больше памяти и когнитивных усилий нужно для ее заучивания. Так и возникает бытовое определение Сложный Язык. Ученые отмечают, что все языки одинаково сложные, но на разных уровнях.