Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему стали так популярны музыкальные трибьюты на творчество поэтов?

К 55-летию со дня смерти поэтессы Анны Ахматовой десять артисток записали композиции на основе её произведений.

Искусство и культураМузыка+2
Валерий Шульгинов
Филология
  · 17,5 K
Менеджер продукта Яндекс 360 | Аспирант | Выпускник факультета бизнеса и менеджмента НИУ...  · 5 мар 2021  · t-do.ru/kozaibayan

Вопрос, прямо скажем, достаточно сложный, и ответ на него может быть у каждого свой. Напишу здесь свое мнение без претензии на полное покрытие всех возможных факторов.

Во-первых, начать хочу с того, что сейчас в целом наблюдается рост «спроса на поэзию». Общество снова возвращается к стихам, читает новые и классические произведения. И это происходит не только среди русскоязычного населения, например, в США ежегодный рост продаж поэтических книг составляет примерно 21%, а в Великобритании продажи стихотворений подросли на 12%. Поэтому тут напрашивается простой вывод: люди читают больше поэзии – почему бы это не использовать?

Во-вторых, на мой взгляд, если абстрагироваться от сухих цифр и статистики, можно выделить четыре главных аспекта этой тенденции: образовательный, аспект национальной идентичности, маркетинговый и производственный. Обо всём по порядку.

Начну с образовательного аспекта. Не секрет, что наше, как человечества, мышление меняется с течением времени. Образ мышления молодого поколения совсем не совпадает с таковым у более взрослого. Так, мы можем говорить о том, что у «молодых» сильно развита клиповость мышления, то есть некоторая модель восприятия, похожая на мозаику – много ярких элементов, сменяющих друг друга без длительной фокусировки на чем-то одном. В этом контексте заставить себя прочесть книгу куда сложнее чем прослушать музыкальный альбом, включающий в себя разные по звучанию треки. Отсюда можно предположить, что «освоить» стихотворение будет куда проще в формате музыкального произведения, в котором, к тому же, рефреном будут звучать определенные части произведение. Таким образом, можно предположить, что музыкальные трибьюты поэтам – еще один способ сохранять величие поэзии и поддерживать к ней интерес общественности и образовывать слушателей.

А еще, если посмотреть вокруг, сейчас быть образованным – модно. Круто обсуждать интеллектуальные темы и делиться тем, что ты прочел, или каким-то интересным материалом, который привлек твое внимание. Тут и музыка стремится занять еще один кусочек «интеллектуальной ниши».

Идем дальше, к аспекту национальной идентичности. Как поэзия, так и музыка – всегда были важной частью русского общения. Собственно, части этого утверждения посвящена статья Стернина «Песня и русское общение». Если сказать одной фразой основную идею – песня являлась важным источником передачи своего мироощущения, эмоционального состояния и даже непосредственно общения между людьми (откуда и пошли хоровые пения, застольные песни и многое другое). В этом плане сложно было предположить, что поэзия и музыка в какой-то момент не начнут тесно переплетаться. То есть, можно сформулировать громкий тезис, – трибьют признанному поэтому – способ сохранить и передать собственную идентичность через два исконно значимых жанра.

А теперь о более приземленных аспектах. Музыка сегодня – важный рынок, на котором исполнители и сонграйтеры зарабатывают себе на жизнь. Поэтому, на мой взгляд, не обошлось и без маркетингового аспекта:

  • Известные имена хорошо продаются. Для известных исполнителей трибьют поэту – возможность показать, что для них важно распространение культуры. Для неизвестных и талантливых – возможность заявить о себе через причастность признанному творчеству.
  • Трибьюты поэтам имеют понятный период актуальности и инфоповод. Будь то день рождения поэта, дата его смерти, год культуры, значимое событие в цикле жизни произведения (юбилей даты выпуска, перевыпуск, экранизация и так далее). В таких случаях понятна актуальность выпускаемой музыки и ее ценность. Так, например, к 130-летию Осипа Мандельштама вышел сборник «Сохрани мою речь навсегда», в записи которого приняли участие Лагутенко, Агутин, Оксимирон и многие другие. Это важный образовательный и культурный проект, а вместе с тем – очень хороший маркетинг для исполнителей.
  • Опять же, для малоизвестных исполнителей или только набирающих популярность, возможность принять участие в записи трибьют-пластинки приравнивается к возможности оказаться на одном релизе с признанными именами в музыкальной индустрии, и «светиться» с ними в одном ряду и в контексте одной повестки.
  • Наконец, выпуск альбома-трибьюта поэту или поэтессе, как в теме вопроса, – возможность привлечь к себе и своему имени новую аудиторию. Те, кому нравятся произведения определенного автора, будут заинтересованы в том, чтобы прослушать музыкальный альбом по его или ее творчеству. Таким образом, они также могут открыть для себя новые имена на музыкальной сцене через свою любовь к поэзии.

И небольшой производственный аспект. Песня – это всегда сложная взаимосвязь музыки и текста. Только при их успешном сочетании композиция остается «навсегда». Использование поэтического произведения – не только возможность отдать дань уважения его автору, но и потенциальная возможность использовать текст, который «прошел проверку временем». Но тут стоит помнить, что произведение можно и испортить неумелым наложением текста на мелодию или вовсе изменить общий посыл стихотворения, написав «неправильную» музыку.

В целом, мне кажется, что комбинация всех вышеописанных факторов так или иначе поддерживает актуальность релизов-трибьютов. Я тут не расписывал, в общем-то, очевидную причину, что автору сборника может быть просто близко творчество выбранного поэта, и именно это могло подтолкнуть к записи работы.

А закончить этот ответ я бы хотел цитатой деятеля не мира музыки и даже не мира поэзии, а, на удивление, мира моды – Марии Грации Кьюри. Она точно сказала о том, почему же поэзия может вдохновлять деятелей абсолютно разных направлений.

«Слова — один из самых мощных источников вдохновения для меня. В фильмах все решено за зрителя, но книги позволяют нам включать свою фантазию».

Пишу тут о музыке и менеджменте подробно и понятным языком, подписывайтесь!Перейти на yandex.ru/q/profile/wladivostok-official
1 эксперт согласен

Слава фигни не скажет

Книги - больше, чем хобби. Книги для меня - образ жизни! Веду авторский канал о...  · 6 мар 2021
Ответов может быть высокое множество, у меня три аргумента: Во-первых - это модно. Сейчас модно любить Бродского, цитировать Есенина и Маяковского, сопереживать судьбе Ахматовой; Во-вторых - это же очень удобно. Взять стихотворение, добавить музыку и вот он - хит без лишних хлопот! В третьих - это некая дань уважения своему любимому поэту. И очень здорово, что люди... Читать далее
Ваша Перепёлка 🕊 Ещё больше книжного (и не только) контента:Перейти на t.me/PerepelkaBooksLover
Доцент СЗИУ РАНХиГС. Специалист по психолингвистике, общему языкознанию, проблемам языка...  · 5 мар 2021

Думаю, дело в том, какой сегмент Интернета вы читаете. Я, например, впервые слышу про такое, и уж тем более впервые слышу, что подобные вещи стали "так популярны". Возможно, причина в том, что имена известных поэтов хорошо продаются.

Поэт, композитор, певец, продюсер. Член Российского Авторского общества( РАО). Пишу песни...  · 25 сент 2021
Все очень просто и обыденно.! Зачем придумывать свое, когда можно стать популярным , взяв стихотворения Пушкина, Есенина, Лермонтова и так далее. У многих из них закончился срок авторских прав , 70 лет после смерти. И второе использовав стихи популярного поэта, ты по любому засветишь свое имя, хотя бы вот таким методом, обсуждением. Как то мне сказал один высокопоставлен... Читать далее