За малым исключением. Из всего прочитанного мной, пожалуй, только " Письма из деревни" Энгельгарда. Все остальное сопли и слезы. Недоучившихся семинаристов и разоряющихся помещиков. И те и другие смотрели на русского мужика через призму плохо понятых западных социальных теорий. При этом, как Глеб Успенский во " Власти земли" испытывали почти мистическое отвращение к тяжёлому крестьянской труду и очень жалели, что русский народец равнодушен к чтению газет, разве если не узреет в этом материальную выгоду. Но в конечном итоге, мужика никогда не признавали равным себе, не признавали наличие у него собственных интересов. Считали, что без "руководящей и направляющей силы" мужик совсем пропадёт в своем православии и византийщине.
И по мере того, как крестьянин все больше и больше к началу двадцатого века начинал доминировать в экономической жизни, желание обустроить на правильных началах его существование у части общества, считавшей себя "мыслящий", только возростало.
Это и легло в основание того крестьянского геноцида, что случился в 20 веке. В 1922 году Максим Горький, которого большевики выперли тогда по сути из советской России, поскольку мешал " правильно" решать проблему голода в Поволжье, посчитал нужным объяснить европейцам причину такого истребления народа. В своей статье о русском крестьянства опубликованной в Берлине для европейцев этот " гумманист" живописует варварство и отсталось крестьянской массы, которое собственно и подвигло большевиков на чудовищный эксперимент. И в качестве доказательства дикости русского мужика он приводит ответ " русоволосого, голубоглазого славянина" на слова забредшего в деревню "инженера" о заслугах "интеллигенции в истории политического освобождения народа".
- Читали мы, что действительно пострадали за политику, только это и вами же писано. И вы по собственной воле на революцию шли, а не по найму от нас,- значит, мы за горе ваше не отвечаем - за все Бог с вами расчитается..."
Этот вполне "европейский" ответ позволяет Горькому, по сути своей и психологии сделать такой позитивному вывод" ... революция стальным планом взбороздила всю массу народа так глубоко, что крестьянством уже едва ли вернётся к старым, в прах и навсегда разбитым формам жизни; как евреи выведенные Моисеем из рабства Египитского, вымрут полудикие, глупые люди русских сел и деревень- все те почти страшные люди, о которых говорилось выше и их заменит новое племя - грамотных, разумных, добрых людей."
Не случилось! Через 70 лет "идеалы Октября" были выкинуты на помойку вождями , духовными наследниками Горького, и никто пальцем не пошевелил, мало ли что баре снова затеяли. Хотя "грамотных, разумных, добрых людей" наплодили, вроде, бы в достатке. Фактически уничтожили деревню. Отчего так? Отчего крестьянские дети и внуки даже ныне, перебравшись в города, продолжают для определённой части нашей образованной публики, пребывать в " скотах" и" ватниках" не ценящие их "заслуги"? В 17 году Ленин объявил большинство крестьян государственными преступниками только за то, что они считали вправе распоряжаться плодами своего труда. "Коммунистические отношения" , выразившееся в праве продотрядов шарить по крестьянским амбарам и вызвал чудовищную гражданскую войну. Но это был по сути своей европейский эксперимент, Ленин тогда бредил немецким "военным социализмом". Чем вдохновлены нынешние прогрессоры - один Бог знает. Но точно, не тем, чем нуждается наш народ. Так , что изучать быт русских крестьян по произведениям классиков не стоит! Ищите другие источники.