Два аспекта кажутся мне самыми важными: первый -- это формирование новых нейронных связей, которые обеспечивают этот процесс. Начиная с алфавита, первых слов и рассказов для самостоятельного чтения, мы задействуем огромное количество механизмов, из которых более-менее изучены и на слуху механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти. Между тем, если облепить человека с книжкой датчиками, можно обнаружить, что в зависимости от того, о чем он читает (например, об утренней пробежке), в его мозгу активизируются те участки коры, которые мы прежде никак не связывали с чтением или визуальным восприятием, однако связывали с физической активностью. Будет ли воспоминание о прочитанном таким же ярким и укорененным в нашем мозгу, как то, которое отсылает нас к личному опыту? Пока неизвестно, но между чтением и работой мозга очень важная связь. Среди прочего, это нагрузка, которая позволяет дольше сохранять гибкость ума, и предположительно -- снижает риски, связанные с заболеваниям типа Альцгеймера.
Второй аспект связан с формированием категориального аппарата, т.е. не с мозгом, а с мышлением. Категории мышления -- это инструмент, который дает многое. Способность осмыслить некоторые вещи, взглянуть на них с другой стороны -- например, понимание, что мы можем повлиять на мир вокруг, а не просто воспринимать его, как данность -- все это требует либо большого жизненного опыта, либо хорошего образования, которое формирует личность. Но даже если вам не хватило времени нажить свой собственный опыт, или усидчивости, чтобы чему-то выучиться, из книг можно почерпнуть представления, которые расширят ваш кругозор, и вы станете думать по-другому -- как человек более зрелый и образованный. Профит! )))