Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Добровольное выполнение действий мошенников автоматически лишает права на восстановление интересов в банке ?

Например, если клиент выполнил действия мошенников не зная, что это мошенники, имеет ли он потом от банка требовать возврат денежных средств, которые ушли с его счета фактически по вине самого клиента? 
ЮриспруденцияФинансы+3
Виктория Смирнова
Юриспруденция
  · 23,5 K
Гражданско-правовые споры. Бесплатная консультация.  · 20 янв 2023  · юристыбутово.рф
Добрый день! к сожалению в настоящие время это распространенная проблема, чаще всего для того чтобы завладеть денежными средствами граждан мошенники пользуются номерами похожими на номер банка и представляются сотрудниками. В таких случаях необходимо анализировать действия сотрудников банка, которые были осуществлены после хищения денежных средств с Вашего счета. После списания денежных средств клиент должен незамедлительно сообщить банку о неправомерном списании. Данное сообщение возлагает на банк обязательства предпринять все необходимые действия для отмены платежа или его приостановки.Так же в данных ситуациях необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления, постановление о признании Вас потерпевшим будет иметь силу письменного доказательства. Исходя из позиции ЦБ РФ несанкционированное списание денежных средств с карты клиента, нельзя оценить в качестве его виновных действий, поскольку это мошеннические действия неустановленных лиц, за которые истец, как потребитель финансовых услуг, не может нести материальную ответственность. Об этом же свидетельствует и письмо управляющего отделением Центрального Банка РФ - Национального Банка про РК от 13.03.2015 № 47-19-4-04/82264.  С 01.01.2014 вступили в силу отдельные нормы статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011г.№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ), направленные на повышение правовой защищенности потребителей финансовых услуг, предусматривающие последовательность действий оператора по переводу денежных средств и его ответственность в случае их несанкционированного списания. Так, в соответствии с ч. 15 ст. 9 Закона № 161-ФЗ в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица. Банк в силу ч. 6 ст. 9 Закона № 161-ФЗ обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от него уведомления и хранить соответствующую информацию не менее трех лет. Обязанность банка обеспечить безопасность предоставляемой потребителю финансовой услуги следует из Положения о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, утвержденному Банком России 09.06.2012 (п.п.2.8.1, 2.8.2) при использовании сети «Интернет», Порядка обеспечения безопасности информационных технологий в Сбербанке России от 28.12.2001 № 875-р, Порядка управления процессами обеспечения безопасности в ИТ инфраструктуре Сбербанка России от12.01.2006 № 1410-р. В силу ст.ст. 7 и 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» оказываемая потребителю услуга должна быть безопасной, что обеспечивается исполнителем услуги. В случае причинения вреда имуществу потребителя в результате недостатков услуги, в том числе с точки зрения безопасности, такой вред подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.По общему правилу списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента (п. 1 ст. 854 Гражданского кодекса). По смыслу приведенных правовых норм, банк несет риск ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами. Что касается случаев когда  для подтверждения распоряжения о переводе денежных средств на соответствующий абонентский номер Банком направлялись неперсонифицированные пароли, требующие введения определенной комбинации символов для подтверждения ранее направленного распоряжения, в соответствии с позициями судов такие меры направлены, главным образом, на предотвращение исполнения ошибочных и случайных распоряжений, однако из этого не следует, что таким образом идентифицируется владелец счета либо его доверенное лицо, владеющее соответствующим кодом или паролем. Напротив, операция по введению направленного банком одноразового неперсонифицированного пароля доступна любому лицу, использующему в данный момент абонентское устройство подвижной телефонной сети. Данная позиция подтверждается Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 4-КГ16-66. Таким образом, даже если вы добровольно (находясь под влиянием обмана, думая что говорите с сотрудником банка) сообщили данные своей карты мошенникам это не лишает Вас права на защиту. В случае если после списания денежных средств Вы своевременно сообщили банку о несанкционированном списании и потребовали отменить перевод, Банк обязан приостановить осуществление операции. Если Банком не выполнены требования закона по отмене операции, Вы как потребитель услуг имеете право обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей в отношении банка, пояснив суду, что сотрудники банка не исполнили требования закона и не обеспечили безопасность Вашего банковского счета. В соответствии с положениями ч.10 ст. 7 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод электронных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 настоящей статьи.
Таким образом в данном случае имеет место исключение и ч.10 ст. 7 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» не применима к данной ситуации
В соответствии с положениями п.9 ст. 8 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» распоряжение клиента может быть до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвано клиентом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с положениями п.10 ст. 5 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств. В данном случае получателя и истца обслуживают разные банки, а выпиской подтверждается, что операция была обработана банком на следующий день, после того как истец уведомил банк о необходимости отмены перевода.
В соответствии с положениями ст. 9 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.
В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.
В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.
В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.
В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.
В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.
После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.
При этом следует иметь ввиду, что каждая ситуация различна по наличию разных фактов и имеется ли конкретно в Вашем случае основания для обращения в суд и возможность выиграть процесс, необходимо выяснять тщательно ознакомившись с документами и ситуацией.
Для более подробной консультации обращайтесь по телефону +7 925-655-02-52.Перейти на юристыбутово.рф
Юрист компании "Практика". +7-953-04-44-527 praktika66.ru  · 31 янв 2023
Добрый день.  Существует два основания по которым лица оказавшиеся в подобной ситуации пытаются защитить свои права в суде.  Первое это недействительность сделки по тому основанию, что лицо заблуждалось с кем именно о оно вступило в правоотношения. Однако последствия недействительности влекут реституцию - возврат полученного в сделке, а деньги как правило были... Читать далее
2 эксперта согласны
FinBankrotRF, Юрист, арбитражный управляющий  · 24 мая 2023  ·
serkina_yuliya
Нет, добровольное выполнение действий мошенников не автоматически лишает права на восстановление интересов в банке. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные обстоятельства. Если клиент выполняет действия мошенников без осведомленности об их неправомерности, то это может быть достаточным основанием для восстановление интересов клиента в банке. Однако, если... Читать далее
Помогаю людям освободиться от Долгов. Пишите или звоните по номеру +79210039963Перейти на vk.com/serkina_yuliya
Управляющий партнер ООО "ФЦБ"  · 25 янв 2023  · mrqz.me/skorohod
В настоящее время в Государственной думе находится Законопроект (№197920-8) предлагается, в частности, обязать не только банк плательщика, как это установлено сейчас, но и банк получателя средств проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк... Читать далее
Консультирую по вопросам банкротства бесплатно. Оставьте заявку!Перейти на mrqz.me/62ac75575461d800477150b5
Помогаем быстро разобраться в сложных финансовых вопросах  · 20 янв 2023
Виктория, здравствуйте! Если клиент сам называет мошенникам данные карты или, например, код из SMS для подтверждения операции, банк не несёт ответственности. Если вы прочтёте договор на открытие счёта, то найдете в нем пункт, который закрепляет ответственность за операции по банковским картам за держателем. Поэтому, согласно законодательству, банк не будет возмещать... Читать далее
Выберу.ру - помогаем быстро разобраться в сложных финансовых вопросахПерейти на vbr.ru
1 эксперт не согласен
Все действительно будет так, но только если нет вступившего обвинительного приговора или хотя бы возбужденного... Читать дальше
Юрист с опытом работы более 15 лет, руководитель юридической компании.   · 11 февр 2023  · lavrovapartner.ru
Нет, клиент сам дал коды, пароли и логины от своего счета. Это уже решается в уголовном направлении. Гражданский иск подается о взыскании убытков, но не с банка, а уже с виновника. 
Юлия Лаврова, юрист с опытом работы более 15 летПерейти на lavrovapartner.ru
1 эксперт не согласен
Не совсем так. Судебная практика не однозначная